Yelkz

... уютный фотобложек для фотовсячины

Previous Entry Поделиться Next Entry
Трейнспоттинг: Локомотив ВЛ10
Паранормальная шляпа
yelkz


На первый взгляд (да и на второй, и на третий тоже) электровоз ВЛ10 является эдаким братом-близнецом локомотива ВЛ80: выглядят практически одинаково (отличия в каких-то деталях - но это и между самими ВЛ80 в зависимости от модификаций может отличий быть куда больше), красят их в одни и те же цвета: раньше, в советское да и в российское время, в традиционной зелёный с красно-оранжевыми полосами, сейчас перекрашивают в корпоративные цвета РЖД - красный с серым. Да даже названия: ВЛ означает "Владимир Ленин". Ну то есть основное отличие понятно: ВЛ10 предназначены для эксплуатации на сетях постоянного тока (3 кВ), в то время как ВЛ80 водит составы на переменном токе (25 кВ, 50 Гц). Однако же заслуживает ВЛ10 отдельного поста - есть у него много интересных особенностей.



Спроектированные в 1952 году электровозы серии ВЛ8 к началу 1960-х годов уже не отвечали возросшим требованиям железных дорог СССР. Эти электровозы имели тяговые электродвигатели мощностью всего 525 кВт, тяжёлые литые тележки, жёсткое рессорное подвешивание и чрезмерно шумную кабину из-за неудачного расположения вспомогательных машин. Технический проект электровоза был разработан конструкторами специального конструкторского бюро Тбилисского электровозостроительного завода. В конце июня 1960 года готовый проект уже рассматривался в МПС. Выпуск первого электровоза приурочили к 40-летию установления Советской власти в Грузии.



ВЛ10 (Владимир Ленин, тип 10) - советский магистральный грузопассажирский электровоз постоянного тока, выпускавшийся Тбилисским и Новочеркасским (НЭВЗ) электровозостроительными заводами. Изначально разработкой локомотива занималось проектное бюро ТЭВЗ - создавался с учётом наработок более раннего ВЛ8, в частности по использованию электрооборудования. Механическая же часть была унифицирована ВЛ80 (уже разработка НЭВЗ в общем-то ставшими первыми в серии). Первый образец нового локомотива постоянного тока был построен в 1961-м году и имел обозначение Т8-001 - Тбилисский 8-осный (аналогично в это время разрабатываемый на НЭВЗ локомотив переменного тока обозначался Н8О - Новочеркасский 8-Осный), однако в 1962-м году прошла унификация и соответственно появились ВЛ10 на ТЭВЗ и ВЛ80 на НЭВЗ



Выпуск электровозов с учётом модификация продолжался до 2005-го года (на ТЭВЗ) - в этом плане ВЛ10 оказался более долгоживущим, чем собрат ВЛ80 (выпуск которых прекратился в 1995-м году). Всего за это время (с учётом модификаций) было построено 2894 единицы, что делает ВЛ10 самой массовой моделью в модельном ряду НЭВЗ и ТЭВЗ из локомотивов постоянного тока. Моделей переменного тока ВЛ80 тот же НЭВЗ наделал побольше (около 5000), но тут надо понимать, что в 1976-м ТЭВЗ параллельно начал выпускать ещё одну модель - ВЛ11 (которых тоже построил 1346 штук), так что масштабы ВЛ80 и ВЛ10+ВЛ11 примерно сопоставимы



Основной производитель ВЛ10 - Тбилисский электровозостроительный завод (ТЭВЗ). На лицевой части кабины многих локомотивов можно увидеть их фирменный знак:



С 1969-го года ВЛ10 также начал производить Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ), при желании можно рассмотреть их шильдик на боковой части кабины:



Чаще же на лицевой части кабины расположена звезда - "Владимир Ленин" всё же, надо соответствовать:



Что характерно, замечены модели, где при перекраски звезду с кабины не отдирали малодушно, а оставляли, хотя в такой покраске она конечно теряется. Ну а как по мне - всё-таки изначальный дизайн (зелёный цвет + красная звезда) более стильный:



ВЛ10 грузовой магистральный электровоз постоянного тока с осевой формулой 2 (20—20) (состоит из вдух равнзначных секций); конструкционная скорость - 100 км/ч, скорость длительного режима - около 50 км/ч



Серийные электровозы более ранних выпусков имели большие круглые буферные фонари как у ВЛ80К, позднее электровозы стали оснащаться буферными фонарями меньших размеров с расположенными сбоку от них красными хвостовыми огнями по аналогии с электровозами ВЛ80Т. Производился ВЛ10 с 1962 по 1976-й годы и всего было построено 1904 единицы:



С 1976 года ТЭВЗ взамен электровозов ВЛ10 выпускаются электровозы ВЛ10У (Усиленный), на которых нагрузка от колесной пары на рельсы увеличена до 25 тс вместо 23 тс (тс - тонн-на-ось) при помощи установки под полом кузова чугунных грузов. За счёт этого колёса которого имеют бОльшую силу сцепления с рельсами, благодаря чему он способен возить более тяжёлые составы. По механической части он унифицирован с электровозами ВЛ80Т, ВЛ80С, ВЛ80Р. Всего было построено 979 электровозов ВЛ10У (нумерация у них собственная с 001, а не сквозная как у моделей ВЛ80)





Работа по системе многих единиц заводской схемой электровоза не предусмотрена, но с 1983 началось оборудование электровозов ВЛ10 аппаратурой СМЕТ (Система Многих Единиц Телемеханическая), также впоследствии начали модифицироваться старые локомотивы. Соответственно выглядит такая схема как два двухсекционных локомотива сцепленных друг за другом. В отличие от ВЛ80, где полноценная система СМЕ была реализована в модификации ВЛ80С, на ТВЭЗ предпочли СМЕ реализовать в следующей моделе - ВЛ11, ВЛ10 же так и остались в двухсекционных модификациях:



Классические ВЛ10 (что обычные, что модификация "У") имеют внешний вид идентичный с ВЛ80 - точно такая же кабина:





В 2001 году Челябинский электровозоремонтный завод (ЧЭЗ) начал проводить глубокую модернизацию электровозов ВЛ10. При этом изменялись кабина и силовая схема, из главных отличий — замена контроллера машиниста на электронную систему управления тягой ЭСУТ-УВ, построенную на базе СМЕТ (системы многих единиц телемеханической), и групповых переключателей на индивидуальные контакторы, работающие в схеме вентильного перехода с соединения на соединение тяговых двигателей. В результате электровоз получил возможность работать в 2, 3 или 4 секции с гибким изменением соединений тяговых двигателей. Вспомогательные машины, тяговые двигатели, механическая часть практически не изменились:



Модифицированные локомотивы получили индекс "К" - ВЛ10К (первый индекс "К" был присвоен только в 2004-м году):



Проще всего новую модификацию различить по отличающейся скошенной кабине (скорее напоминающей ЧС2К/ЧС7), и квадратной лобовой фаре. Также на некоторых локомотивах стоит логотип ЧЭЗ:



Электровозы ВЛ10У, также прошедшие капитальный ремонт с продлением срока службы на Челябинском электровозоремонтном заводе, получили название ВЛ10УК:



В настоящее время ВЛ10 эксплуатируется на многих железных дорогах России и бывших стран СССР, где есть постоянный ток (Азербайджан, Армения, Грузия, Украина). Как и многие грузовые локомотивы, ВЛ10 используется и в пассажирском движении, к примеру на Северо-Кавказской, Львовской ЖД. Челябинский электровозоремонтный завод в 2001 году модернизировал по одной секции электровозов ВЛ10-523 и ВЛ10-1867 для вождения пассажирских поездов, переоборудовав их в двухкабинные односекционные электровозы ВЛ10П (фото к сожалению нет).
Эксплуатация электровоза допускается на высоте не более 1200 м над уровнем моря:













ВЛ10У ведёт состав со стороны железнодорожного моста через Волгу, разъезд 966-й км около Сызрани:



ВЛ10У тащит грузовой состав со стороны финской границы около Выборга:



Грузовые составы с ВЛ10У отстаиваются около станции Сызрань-1:



ВЛ10У около станции Жигулёвское море:



Метки:

Избранные записи из этого журнала

  • Трейнспоттинг: Локомотив ВЛ80

    Я ещё когда совсем маленький был - полюбил наблюдать за паравозиками (и постоянно просил меня сводить посмотреть на них). Даже смутно с тех времен…

  • Трейнспоттинг: Локомотив ЭП2К

    Старые добрые и хорошо зарекомендовавшие себя электровозы ЧС2К и ЧС2Т чешского производства для линий железнодорожных постоянного, конечно со…

  • Трейнспоттинг: Локомотив 2ТЭ25КМ

    2ТЭ25К М ( 2-секционный Тепловоз с Электрической передачей, тип 25, с Коллекторными тяговыми двигателями Модифицированный) - российский…


  • 1
Хорошая подборка и информативно, только в тексте у вас ВЛ80 стал постояннотоковым)

Спасибо, вроде поправился! =)
Конечно, ВЛ80 - переменный, ВЛ10 - постоянный; просто видимо когда писал пост, где-то по запаре перепутал!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account