Yelkz

... уютный фотобложек для фотовсячины

Previous Entry Поделиться Next Entry
О посещаемости концертов и интересу к живой музыке
Паранормальная шляпа
yelkz


Вчера во время разговора на радио MolodFM неожиданно подняли тему падения посещаемости рок-концертов: мол да, народ на клубные концерты ходить стал меньше. Я так понял на эту тему уже многие высказывались в разных ключах: и трава раньше была зеленее, а небо более синее; не интересен сейчас рок вообще (а лучше послушать рэп или на вообще в кино сходить); и превышение предложения над спросом. Короче на радио эту тему особо раскрыть не удалось (да и не хотелось), поэтому решил я всё-таки к этой теме вернуться и свои мысли по этому поводу написать (хотя делать этого очень не хотелось)...

Не хотелось писать об этом по двум причинам.
Во-первых, в том, что народ меньше стал ходить на клубные концерты есть множество вполне объективных факторов и они весьма банальны, как мне кажется. Если в лоб задать вопрос, то народ в общем весьма верно всё формулирует (жаль дискуссия вконтакте куда-то канула - там неплохое обсуждение получилось).
Во-вторых, формулируя проблему как мне кажется люди ждут, что я вот сейчас выкачу решение этой проблемы (ну или комплекс решений). А у меня этих решений нет. Вернее наверное есть, но это что-то из серии "надо на протяжении нескольких месяцев биться головой об стену и тогда энергии произведенной тобой хватит на то, чтоб вскипятить чашку чая". Ну то есть люди всё под понимают (может подсознательно), но сделать с этим ничего не могут или не хотят. Ну поэтому всё остается так как остается - возможно дальше будет хуже, возможно наладиться - короче всё должно идти своим чередом.



Короче о причинах. Самые "прозорливые" обычно первым делом называют "кризис" (sic!). Кризис - это такая универсальная мантра; на кризис можно списать вообще что угодно. Билеты плохо продаются - кризис, звук на сцене плохой - кризис и т.п. То есть люди вполне серьезно доводы приводят: реально нет денег на концерты ходить - на еду и то не хватает, звуковики нормальные не идут работать в клубы, потому что денег там не платят, а работать по фану не могут, у музыкантов нет денег репетировать чтоб играть нормально, а всё время они тратят, чтоб заработать на кусок хлеба - не до творчества. Не знаю уж как было дело году эдак в 98-м, но в кризис 2008-го (точнее его отголоски пришедшиеся на 2009-2010) ощущался явно - и денег стало поменьше и работа местами пропадала и т.п. При этом тенденция была строго обратная: на рок-концерты в то время народу начинало ходить поболее и вообще какое-то золотое время было мне кажется (кто-то скажет про условный 2007-й конечно, можно на эту тему подискутировать отдельно).



Можно пуститься в пространные размышления, что всё-таки денег у людей стало меньше вот и ходят мало. Но причина не в этом. Можно сформулировать так
- Предложение значительно превышает спрос
В 2009-м был клуб Варьете, который делал концерты в ГЦНК или Метро, был Magic со своей весьма специфичной аудиторией, был Machine Head опять же со своей (более старшей) аудиторией. Что-то ещё делалось в Русском Веке, что-то пытались делать в Каньоне, на концерты народ помнится даже в Энгельс в Дружбу гонял, ибо выбор был не столь велик. Это тогда.
А сейчас. Мало того, что число клубов, где регулярно проводятся рок-концерты, побольше стало. Так ещё добавилась масса неклубных площадок (бары-ресторан) с живой музыкой (про кавера пока ни слова - про них отдельно). Ну то есть в выходные каждый день 3-4 концерта на выбор, плюс обязательно что-то в будние дни - это нормальное явление. А аудитория примерно та же, которой приходится выбирать на что сходить "вот на то, или вот на это, а может и на то".



Хорошо валить любые проблемы на слушателей: "они нифига не секут, они обленились, и т.п.", однако реальная проблема заключается в другом:
- Слушатель стал более разборчив
В середине/конце нулевых многие шли на привозные концерты не сколько ради какой-то конкретной музыки, сколько посмотреть как живьём работают фирмачи, иностранцы, опять же - взглянуть там на какие-то культовые команды, которые были до этого доступны только в записи ну или в редких видеороликах. Сейчас же и видеозаписи любого качества легкодоступны, и привозами наелись и какие-то мнение составились. Да и нет смысла на одних и тех же фирмачей ходить по пятому разу, как бы они круты не были - хочется чего-то нового-интересного (а здесь всё хоть и качественно, но строго предсказуемо). Поэтому ничего удивительного, что привозные группы, которые раньше собирали по 500-600 человек сейчас еле-еле наскребают 200-300, пусть и "с новой программой".
Сюда же вопрос к местным группам, которые сделав программу стабильно выступают раз в пару недель (и если поначалу это может радовать, то со временем надоедает). Я понимаю, что надо поддерживать интерес к своей команде, но частить тоже не следует.



Следующий вопрос следует задать организаторам концертов (как отдельных, так и всей движухи в целом). Я бы сформулировал так:
- Уровень организации остается неизменным (и похоже меняться не собирается)
Ну то есть что такое организация концерта сейчас: договорился с музыкантами, договорился с залом (аренда помещения, оборудования), создал встречу вконтакте, сделал рассылку. Опционально - напечатали тираж билетов для распространения и возможно расклеили несколько афиш. Любое продвижение обычно ограничивается репостами и сарафанным радио. Я обычно слышу возражение "а что ещё можно сделать - денег на продвижения нет, времени нет и т.п." Ну с позиции музыкантов, которые делают это по фану это наверное обоснованно. С позиции организаций, которые хотят зарабатывать денег - повод серьезно задуматься. Сейчас мне кажется уже даже всевозможные квест-румы (которых в Саратове переизбыток) "отъедают" аудиторию концертов. Слушатель по большей части равнодушен, закормлен и у него напомню очень дофига предложений по досугу (см.выше). И вот он лениво просматривает рассылку (если вообще просматривает - большинство мне кажется вообще игнорит) и думает "о %BANDNAME% приезжают - ну я в прошлом году был, пофиг", "о местные %BANDNAME% выступают - ну не - я лучше на следующий недели на них же схожу в %CLUBNAME%", "а это кто такие - вообще хз - пофиг", "о, новый квест - надо сгонять!!!" (чё-то я всё про квесты да про квесты - я бы конечно просто пошел-забухал на самом деле). Ну то есть группы могли мало-мальски работать с аудиторией: ну хз там - общаться, какие-то видосики снимать, интерактивы - я хз, тоже само организаторы. Но всем некогда похоже. В этой ситуации практика выкупа билетов (когда группа на свой концерта должна определенное число билетов продать любым путём - дабы обеспечить наполнение зала) не кажется таким уж злом. Но попробовать такое ввести сейчас - столько воя будет!
Я кстати не уверен, что все эти попытки общения-привлечение слушателей (любыми путями) будут работать - мне уверен многие возразят, что вот мы пытались - это не сработает, у нас ничего не получилось. Ну так я думаю этот процесс должен быть постоянным, а не эпизодический характер носить: слушатель становится более равнодушным и разборчивым, и надо в противовес этому больше работать с этим самым слушателем.



При общем изобилии концертов, разборчивости-закормленности слушателей и весьма пассивной позиция в плане организации, есть серьезные проблемы с рок-движением в целом. Ну то есть даже на уровне страны с роком в плане пиара последнее время очень грустно. Если середина нулевых фиксировала значительный всплеск интереса к рок-музыке (все эти новомодные течения, музыкальные каналы, журналы - как крупные, так и зины, всевозможные порталы), то сейчас ситуация ровно обратная. Даже фестивали как-то пошли на убыль (а те что есть предельно консервативны и развития особого не демонстрируют). В плане пиара рулит рэп, у которого прям новая (какая уже по счёту не знаю) волна популярности, ну и традиционная поп/танцевальная музыка. Оно в общем-то понятно - на роке столько денег не заработать и это в общем поняли очень быстро, но всё равно легче от этого не становится.
- У рока гораздо хуже с пиаром, потому что дело это не такое прибыльное
Сюда же кстати упрёк в сторону многих групп, которые "не хотят жить по-новому": оседлав однажды какое-то интересное (в тот момент) направление, продолжают его эксплуатировать снова и снова - играя на каких-то ностальгических чувствах и не желая меняться). Ну то есть можно привести в пример группу ДДТ например (у них очень классные живые концерты) ну или скажем Би-2. Стадионный рок себя чувствует очень неплохо, но говорим мы про клубную музыку в первую очередь, а вот она-то при отсутствии пиар-подпитки на всех уровнях демонстрирует явный спад.



Но ведь раньше никакой пиар не был нужен, да и не денег ради - люди с удовольствием ходили на любые группы и было интересно всё новое. Почему же сейчас это не так? Люди обленились и не хотят новое воспринимать?
Понятное дело, что прослушивание любой незнакомой музыки (будь то живой концерт или запись) - это определенная работа над собой. Со знакомыми композициями проще - тут уже никакой работы над собой делать не надо - ты знаешь что композиция хорошая (и можно её подпеть или подтанцевать, ну хотя бы головой в так покивать) или плохая (и можно перемотать ну или скривить недовольное лицо на концерте и пойти забухать в бар).
Проблема в том, что со всеми этими интернет технологиями на тебя ежесекундно падает такое количество новой информации (в том числе аудио-видео), что ты просто физически неспособен всё переварить. Раньше казалось, что интернет должен помогать пробиваться редким, но интересным и стоящим жанрам и группам, но по факту интернет на тебя вываливают огромную кучу всего и совершенно непонятно как в этом ориентироваться. Прослушать всё что тебе предлагают ты физически не можешь, поэтому вынужден ориентироваться на какие-то уже знакомые жанры или исполнителей, ну или на авторитетные мнения. Отсюда нежелание узнавать чего-то новое (его и так избыток) и стремление наоборот в плане концертов делать выбор в пользу чего-то хорошо знакомого и зарекомендовавшего себя (феномен группы Шнурки например исполняющие кавера на группу Ленинград; да и всех кавер- и трибьют-коллективов). Если добавить к этому совершенно непредсказуемые впечатления от похода на живой концерт группы (зачастую группы клубного формата в записи и на сцене - это совершенно разные вещи - причем отличия могут быть как положительные, так и негативные), то поход на концерт группы с авторским материалом становится интересом для какой-то совсем уж небольшой группы энтузиастов. Так и получается, что саратовская рок-музыка - это своя тусовка куда крайне неактивно идёт приток новых членов (а по факту мы скорее отток фиксируем)



Хорошо. Кто виноват - понятно! А что делать-то?
Ну если рассматривать рок-музыку с коммерческой точки зрения - то решение очевидно "бросать это всё дело". Переключаться на другие жанры - на тот же рэп например. Ну или скажем играть кавера. То что какой-то всплеск интереса к клубной рок-музыке наблюдался - ну так всё, прошёл он и нового пока не предвидится.
Впрочем можно наверное не думать о деньгах (и количестве слушателей - а ведь мерилом успеха является именно число слушателей на концерте), а самозабвенно творить вкладывая максимум сил и средств в собственно творчество, и тогда быть может при наличие какого-то везения удастся прийти к успеху и занять свою нишу. Ведь приезжают к нам очень хорошие группы из других городов, ну а то что у нас пока нет своих групп такого уровня - ну это видимо пока...


Избранные записи из этого журнала

  • Итоги саратовского концертного сезона 2015-2016

    Итоги принято подводить в конце года, но многие периодичные процессы имеют иные точки отсчёта и соответственно анализировать их удобно именно по…

  • 30 лет саратовскому року!

    Дата, мимо которой я никак не могу пройти мимо: 27-го апреля 1986-го в рамках создания саратовского рок-клуба, состоялся первый официальный…

  • Музыка живая и музыка в записи

    Всё-таки хорошая вещь - живые рок-концерты. Большую часть музыки я слушаю в записи и большинство из того что слушаю в записи, живьем…


(Анонимно)
Слушатель зажрался... Ну-ну.. А ведь как бы хотелось играть одно и то же и чтобы слушатель ходил и платил, да ?

пост не читал, но не комментарий оставлю, да?

Да ничего не делать -это субкультура и маргинальщина.
Она всегда была немногочисленной. А почему маргинальщина сами наверное прекрасно знаете, качество текстов 0, поют наверняка без ритма, а оправдание одно-я так вижу, я художник нах.
Да это нормально, везде так. Появится кто то талантливый у кого рифма и ритм будет в песнях, тот начнет стадионы собирать. Не парься короче.

всем все похуй. Рок уже не торт. Слушатель уже не торт. Все уже не торт

"Ну если рассматривать рок-музыку с коммерческой точки зрения - то решение очевидно "бросать это всё дело". Переключаться на другие жанры - на тот же рэп например. Ну или скажем играть кавера"...
Ну сказанул! Представляю, например, Deep Purple, приезжающий с концертами и начинающий играть какой-нибудь вонючий рэп или хип-хоп. Да миллионы людей на земле тут же "хватит кондратий", а все их пластинки тут же полетят в топку.
P.S. Я вот все жду, когда же, наконец, соберется снова ну к примеру "Ария" и споет все свои знаменитые хиты. Аншлаг, кстати, гарантирован.

Во-первых, DP собрались лет 50 назад (другое время, другие условия)
Во-вторых, они были встроены в систему западной рок/поп музыки - другая история короче
В-третьих, если еговорить про "стадионные группы" - то с ними как раз всё нормально
А Ария приезжала к нам где-то год назад - 500 человек собрала с трудом ;-)

Саратовская рок-музыка

Эх, а как мы зажигали на танцах в общагах СЗЭМ в конце 70-х в составе группы "Виатр" от одноимённого завода! Тогда было всё как-то проще. А фестивали-конкурсы ВИА в ДК "Россия". Эх!

Статья дельная. Почти со всем согласен.
Добавлю разве что свой вариант овтета на вопрос "что делать?"
- А поставить гитарку на балкон и пойти на завод работать/учиться не вариант?

В музыке нынче как средь баб. Все они принцессы, непонимающие что принцессность подразумевает уникальность и исключительность, а если все принцессы, значит вы уже серая масса. Этих музыкантов уже жопой ешь. И ведь реально новое и качественное почти никто не даёт. Все думают "слабаю по учебнику пару-тройку давно слышанных аккордов, тексту поднадрывнее напишу и пипл схавает". До полноты картины качество компенсируем громкостью, флаеры поярче, промо-ролики максимально эпичным голосом озвучим, рекламки там закажем, продвижение сям и всё получится. С фильмами же прокатывает - снимай любое дно, ведь при грамотном подходе к рекламной компании фильм все равно окупится (и окупается).
А отсосите, "творцы". Не прокатит. Ибо количество давно перевалило за качество. У начинающих ДДТ, алис и прочих не было раскруток в контактиках, флаерочков, рекламы в социалочках. Было полторы афиши и сарафанное радио. Не более. Но их (групп), извините, раз-два и обчелся было.
За 20 лет мода на кичёвый досуг разрослась неимоверно. Клубов, баров, ресторанов как грязи. А уникальности ноль. Ну и какого, спрашивается, фига мне отрывать жопку от дивана, когда всю дискографию группы я скачаю за 10 минут, за 30 выберу лучшие треки и закину в свой смарт. На ютубчике гляну пару клипов и, вуаля, часа не прошло а все сливки собраны, инфа получена, переварена, помещена на положенное место и всё это не выходя из дома.

Музыкантам давно пора спуститься на землю. Из вас реально уникумов 1 на 10000. Трезво оценивайте свои силы и дуйте на завод гайки крутить. А музло, если реально прёт, оставьте на досуг в выходные. Я вот мульты делаю. Годами у меня бомбило от непризнанности и невозможности раскрутиться или хоть как-то достойно монетизировать свой труд (ютуб же ж епт - всё всем нашару), а потом узрел своё место, стал клепать заказнуху, персональные проекты поделываю раз-два в месяц и стало хорошо жить. Спокойно. Да. С таким подходом в дамки не выпрыгнешь, но даже среди мультипликаторов конкуренция огромная, а ведь сделать пятиминутный мульт это раз в 10 нужно больше времени, чем пятиминутную песню слабать. И вас реально до**уищи. Я вообще недогоняю как при такой конкуренции кто-то вообще пытается куда-то лезть и тем более на этом пытаться заработать. Это же биосуп настоящий. Динамика бешенная. Публика переваривает и выплевывает муз. группы быстрее, чем картинки-мемы в интернетике. Более скороспелой и быстрогниющей отрасли ещё поискать.
Так что "show must go on zavod!"

Edited at 2017-03-17 15:37 (UTC)

Ненуачо делать? Работать, ниггеры. Писать материал, делать его, и катать-катать-катать. Гастроли - основной режим жизни музыканта.

Последние пару лет отмечены небывалым наплывом русских музыкантов в Штаты и в Канаду (в частности, на западное побережье) - только успевай покупать билеты. Полсле затишья нулевых - очень заметная разница. Например, приезжали БГ с Аквариумом, Шевчук, Земфира, Сплин, Би-2, Ногу Свело, Крематорий, Океан Эльзы, Мумий Троль, Агата Кристи, Башаков, Макаревич - всех уже не упомнить. На многих концертах был аншлаг и очень теплый прием. И это при том, что и своих местных исполнителей тут не мало. Так что пусть приезжают сюда, мы будем рады :)







Edited at 2017-03-17 17:10 (UTC)

Ну все перечисленные группы скорее относятся к такому "стадионному року" (не к клубному) - то есть у нас они тоже стабильно собирают большие залы и хорошо себя чувствуют. Речь в посте немного не о них

«Большинство наших "рокеров" вообще никогда не играли рок-н-ролл. Они не знают, что это такое. Сыграй какую-нибудь их рок-композицию просто под гитару - получится чистый блатняк. Глушить слушателя тяжелым звуком, орать: "Пошли вы все к чертовой матери", - ломать на сцене инструменты - на все это много ума не надо. Вот мы какие "протестанты". А в чем протест? Очевидно, отвергается якобы причесанное и прилизанное советское искусство. Но, протестуя против одного, нужно взамен предлагать что-то другое. А что они могут предложить? Внешний вид, активную позицию, социальные тексты? Спой это под семиструнку - получишь незамысловатую дворовую песню. Послушайте лучшую западную рок-музыку, какая там полифония, ритмы, гармония, оригинальные звуковые находки! Это по-настоящему другая музыка».

Александр Градский (с)

Все течет, все изменяется. Ну не понимает новое поколение зачем трести башкой под допотопную музыку и бухать пивас. Когда можно зачекинится на какой-нибудь ньюскул рейв, электро тусе) Часть рок фэнов просто из этого выросло, а у части реально стало меньше бабла(

Перестала ходить на рок-концерты в 2013-ом. Слэмеры заебали. Как встанешь в первые ряды, так нос разобьют. Запретить слэм и посетителей станет больше.

?

Log in

No account? Create an account