Yelkz

... уютный фотобложек для фотовсячины

Previous Entry Поделиться Next Entry
Прогулки по Питеру: Внутри Петропавловского собора
Паранормальная шляпа
yelkz


Внешне Петропавлоский собор выглядит достаточно скромно и строго и потрясает в первую очередь своими размерами (огромным шпилем колокольники) и не совсем типичными для того времени внешними видами, присущими скорее европейским храмам, нежели православным соборам. И в общем на контрасте с общим достаточно простым экстерьером имеет смысл хотя бы разок попасть внутрь (туда продаются входные билеты - в данным момент собор функционирует музейным комплексом как и Исаакиевский собор, хотя службы там проводятся).

Кстати поскольку собор в первую очередь функционирует именно как часть музейного комплекса (а не как религиозное сооружение) то очень забавно там видеть простых туристов одетых не по дресс-коду (например в шортах). В Собор Святого Петра в Риме или там например в мечети Султанахмет и Айя София в Стамбуле в шортах не попадешь, хе-хе!



Внутреннее пространство храма разделено пилонами на три нефа мощными колоннами, расписанными под мрамор, и напоминает парадный зал. При его оформлении использовались мрамор, яшма, родонит. Пол собора вымощен известняковыми плитами. Роспись стен принадлежит художникам Воробьёву и Негрубову. Лепной декор собора выполнили И. Росси и А. Квадри, плафоны в центральном нефе — Пётр Зыбин, картины на евангельские сюжеты на стенах собора под общим руководством Андрея Матвеева нарисованы художниками Г. Гзелем, В. Ярошевским, М. Захаровым, В. Игнатьевым, И. Бельским, Д. Соловьевым, А. Захаровым. Пространство собора освещается пятью люстрами из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя. Люстра, висящая перед алтарём является подлинником XVIII века, остальные — восстановлены после Великой Отечественной войны:









Позолоченный резной иконостас высотой почти 20 метров исполнен в 1722—1726 годах в Москве. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Изготовление иконостаса выполнялось под руководством архитектора Ивана Зарудного резчиками Трофимом Ивановым и Иваном Телегой. 43 иконы, размещённые в киотах, были написаны в 1726—1729 годах московскими иконописцами М. А. Меркурьевым и Ф. Артемьевым. Это образы святых покровителей Петербурга: святого Александра Невского, апостолов Петра и Павла, святых князей из династии Рюриковичей: князя Владимира, княгини Ольги, мучеников Бориса и Глеба. Иконы были написаны по эскизам М. Аврамова, организатора и директора Петербургской типографии и Рисовальной школы. Иконостас был изготовлен в Оружейной палате Кремля, по частям привезён из Москвы, а смонтирован в соборе. Все декоративные детали и скульптурные элементы иконостаса вырезаны из липы, каркас конструкции выполнен из лиственницы:

















Ещё одним интересным элементом собора является императорская усыпальница. Обычай хоронить членов правящей династии в храмах основывался на представлении о божественном происхождении их власти. В допетровской Руси храмом-усыпальницей являлся Архангельский собор Московского Кремля, там похоронены все великие московские князья и цари от Иоанна Калиты до Иоанна V Алексеевича. Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице. В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней — супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую (1694—1715). Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича. После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве и похороненного в Архангельском соборе Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI. В 1831 году император Николай I повелел похоронить в соборе своего брата Константина Павловича. С этого времени в соборе стали погребать близких родственников императоров. А в 1865 году все надгробия были заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами:











17 июля 1998 года в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора, преданы земле останки, по заключению Государственной комиссии принадлежащие Николаю II, императрице Александре Фёдоровне, великим княжнам Татьяне, Ольге и Анастасии, убитым в Екатеринбурге в 1918 году. Эти останки не были признаны Русской православной церковью. Вместе с ними погребены лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова:






Избранные записи из этого журнала


  • 1
(Удалённый комментарий)
Ну к сожалению это так: большинство людей всё-таки собор воспринимают как какой-то музейный экспонат, даже не задумываясь о том, что могут быть какие-то правила посещения храмов и прочее (вот они тут гуляют селфи делают, а другие здесь же молятся). За границей к слову с этим построже - в Собор Святого Петра в Ватикане в таком виде уже не пустят. Ну вот у нас как-то просто на это смотрят пока

(Удалённый комментарий)
Мне кажется сейчас наоборот восстановление-откат идёт: в советское время вообще в этих храмах чисто музеи были (в Исаакие - музей научного атеизма) - сейчас как-то плавно возвращается, но поскольку не интенсивно и без навязывания, то вот такие картины не редкость...

(Удалённый комментарий)
А что с людьми на третьей фотке справа?

Кривенько панорама склеилась, а я не уследил =)

Музей атеизма был в Казанском соборе. А так, да, надо отдать собор церкви, в любом случае вход в храм должен быть бесплатным. Сколько было криков по поводу возвращения церкви Исаакия, а воз и ныне там, точно так же доят туристов.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account