?

Log in

No account? Create an account

Yelkz

... уютный фотобложек для фотовсячины

Previous Entry Поделиться Next Entry
Экскурсия на Саратовскую ГЭС. #balakovotour
Нормальная шляпа
yelkz
0001

В рамках блог-туров, организованных саратовским ЖЖ-сообществом, посетил Саратовскую гидроэлектростанцию, расположенную на Волге в городе Балаково. Экскурсия вышла достаточно насыщенной, но я как-то не решился её делить на много-много постов. Балаковская ГЭС конечно объект режимный (на входе нас встретили суровые ребята с автоматами), однако в процессе экскурсии особо не ограничивали - всё рассказывали-показывали, разрешали всё фотографировать, да и вообще относились охранники очень доброжелательно (правда попросили, чтоб всякие объекты охраны в кадр не попадали - да ну впрочем и не очень-то хотелось).

Административное здание и музей ГЭС

Начинается экскурсия с административного корпуса

0002

Саратовская ГЭС входит в группу компаний "РусГидро". В холле достаточно интересный стэнд, где демонстрируются не только действующие объекты, но строящиеся и даже проектируемые. В частности можно заметить (светло-зеленая точка) - что где-то между Саратовской и Волжской станциями планируется ещё один гидрообъект (где и какой - пока не ясно)

0005

0006

музей расположен на первом этаже, уже в холле помимо всяких информационных стендов (в частности мультимедийного экрана, демонстрирующего основные принципы работы объекта) серия картин, освещяющих процесс стройки

0003

0004

Началом строительства ГЭС считают 5-е июня 1956 года, однако в какой-то момент строительство станции затормозилось (силы строителей были брошены на другие объекты), поэтому первые гидроагрегаты были введены в эксплуатацию только в 1967 (собственно это и считается днём рождения станции - история объекта насчитывает уже более 45 лет):

0007

По сути каждая ГЭС уникальна, нет каких-то типовых проектов, однако даже с учетом этого при строительстве Саратовской ГЭС было реализовано достаточно много эксперементальных решений. Так например станция строилась на суше, а затем было изменено русло реки чтоб пустить воду на гидроагрегаты. Или например часть гидростанции была выполнена из сборных блоков, а не монолитное как раньше: как раз в те времена был бум строительства панельных домов и было решено попробовать эту же технологию для строительства надводной части. Технология кстати оказалась достаточно удачно, но вот именно для строительство гидроэлектростанций больше нигде не использовалась. Также внутри станции была произведена художественная отделка, посему ГЭС вышла весьма красивой и в дальнейшем была наречена "седьмая жемчужина на Волге" (седьмая - потому что стоит седьмой по счёту в Волжско-Камском каскаде, на у жемчужина - потому что это красиво)

0008

0009

одна из основных функций ГЭС (помимо разумеется выработки электроэнергии) это регулирование водных ресурсов. Происходит поддерживание уровня воды в реке на определенной отметке (примерно 27.5-28 метров). Саратовская ГЭС задумывалась транзитная (существуют также ещё накопительные) - именно для стабильного водоснабжения и водосброса

0010

0011

Макет станции в разрезе. Видны козловые краны имеют грузоподъемность до 400 тонн и служат для монтажа гидроагретов и подъема/опускания заслонок. Сам машинный зал невысокий, но имеет разборную крышу для монтажа агрегатов.

0012

0013

Всех порадовал слоник в макете установки - было придумано даже с десяток различных версий, что именно он там делает. На самом деле всё очень просто - оценить размеры гидроагрегата. Поскольку Саратовская ГЭС достаточно низкая (перепад междуверхним и нижнем бьефами около 12 метров), то используются низкооборотные (50 оборотов в минуту), но очень большие, более 10 метров в диаметре, турбины (к слову самые крупные турбины в России).

0014

0015

0016


Вид с крыши административного здания

Перемещаемся на крышу - очень хороший обзор как на саму ГЭС и водохранилища: слева начинается Волгоградское водохранилище, справа - Саратовское, омывающее сразу 3 области - Саратовскую, Самарскую и Ульяновскую. Также со здания хороший вид на Балаково: в своё время ГЭС обеспечиал городу второе рождение, в начале 50-х годов насаление составляло порядка 20-30 тыс. человек, однако уже в процессе строительство возросло вдвое, сейчас же это второй по населению город в области (после Саратова естественно).

0017

0018

0019

Какие-то пейзажные виды я всё-таки решил вынести в отдельный пост (а то и так слишком много получилось) - пейзажные фоточки тут:

0020

0021

0022

0023

0024

0025


Машинный зал

Первым делом в машинном зале попадаем на ремонтно-сборочную площадку. Полная масса гидроагрегатов превышает 500 тонн, естественно их доставляют по частям (преимущественно железной дорогой), собрают и дальше с помошью козловых кранов поднимают и монтируют на местах.

0026

0027

на станции 22 вертикальных гидроагрегата (собственно такой изображен на макете) и 2 горизонтально капсульных. В данный момент производится последовательная модернизация турбин на более производительные и экологичные: турбины практически не производит загрязнения воды, однако для вращения эффективного вращения турбин используется машинное масло, часть которого может попадать и в воду. Новые турбины, используют другую технологию и загрязнения такого рода исключены. Полное обновления всего основного и вспомогательного оборудования планируется завершить к 2030-му году

0028

0029

0030

совершенно неожиданно встречам велосипеды: машинный зал имеет протяженность больше километра, поэтому сотрудники для передвижения используют такие вот велики:

0031

0032

Основная часть машинного зала: внизу, под полом находятся основные механизмы (снаружи видны только верхушки турбин, впрочем и так немаленькие - на макете размеры сопоставимы со слоником), а вообще - очень уютный такой зал-галерея

0033

0034

0035

0036

0037

0038

оборудование используется самое разное, какое-то отечественное, какое-то импортное (были замечены выключатели, которые сохранились аж с 1967-го года)

0039

снаружи машинного зала:

0040

огромный агрегат впереди - трансформатор:

0041

0042

внизу автодорога, ГЭС также транспортный магистраль, соединяющая левый и правый берега Волги:

0043

0044

ещё одна достопримечательность - ботанический сад - всяческие пальмы круглогодично растут и радуют глаз:

0045

0046

Спуск в турбину

Слудующая часть экскурсии - спуск в работающую турбину.
Все строение снаружи, и основная галерея машинного зала впечатление производит конечно, всё такое циклопичное, торжественно-красивое, но вообщем привычное, но по настоящему я был впечатлен, когда спустился внутрь всех этих гидроагрегатов - тут такое впечатление, что попал в какую-то игру типа Half-Life - эдакое ядро Лямбды...

0047

0048

0049

0050

0051

Потолок над головой - это вращающийся ротор турбины. Хотя турбины не особо быстро вращается, но из-за своего размаха как-то не по себе. И да - внутри достаточно жарко, но за счёт постояного движения воздуха это как-то не чувствуется - ветер гоняется достаточно неслабо так:

0052

0053

спускаемся ещё ниже - находимся внутри огромного электрогенератора:

0054

0055

Здесь движущихся частей нет, только вращающийся стержень, который виден в небольшой окошечко. Винты расположены под нами:

0056

0057

0058

0059

0060

Покидаем машинный зал - следующая часть нашей программы - вид на ГЭС с панорамной площадки с правого берега Волги:

0061

въезд в автомобильный туннель со стороны города:

0062

0063

0064


Вида на ГЭС с панорамной площадки:

Собственно место знакомое - турбаза Эдельвейс. В прошлом году я уже пытался поснимать оттуда какие-то виды.

0065

Основную часть фоточек отсюда опять-таки перенс в отдельный пост

0066

0067

0068

0069

0070

0071

0072

Отсюда хорошо виднеется здание слева с зеленой крышей (и краснокирпичный КПП) - это следующая часть нашей экскурсии:

0073


Центр управления ГЭС:

0074

Отсюда происходит управление всеми оперативными задачами, здесь же осуществляется основной мониторинг всех узлов станции

0075

Главное преимущество всех ГЭС - это высокая мобильность. Только они могут очень резко снижать или поднимать мощность (полностью остановить или наоборот запустить гидроагрегат можно в течении нескольких минут). Именно поэтому ГЭС являются важными элементами энергосистемы в целом (не самые мощные, зато хорошо регулирующие)

0076

0077

0078

На одном из экранов видно, что в данный момент генерация электроэнергии составляет 1113, 2 Мегаватта (по словам операторов эта цифра может в течении дня меняться несколько раз в зависимости от задач). Общая мощность же станции 1360 Мегаватт

0079

один из шкафов - контроль пожарной безопасности. В момент посещения из-за проведения ремонтных работ в одном из отсеков один из датчиков сработал (большая запыленность или влажность воздуха вкупе с температурой). Однако поскольку остальные датчики не реагировали - то тревога оказалась ложной:

0080

неожиданные элементы: велотренажер и беговая дорожка. Это инициатива руководства станции: поскольку работа у операторов сидячая, то когда появляется свободное время - можно немного позаниматься, привести себя в форму:

0081

Ещё один элемент безопасности - повсюду установлены камеры. Сотрудники станции отсюда могли видеть все наши передвижения по объекту. Причем эта системы дублирует систему видеонаблюдения охраны (которую нам естественно никто бы не показал); назначение этой видеосистемы - технологическая безопасность

0082

0083

из-за забора одним глазочком поглядели на распределительную подстанцию (ОРУ) - всё-таки передвигаться там по территории небезопасно (ночами говорят видно даже, как трава искрит)

0084

0085

и вновь возвращемся к машинному залу, но уже с правого берега:

0086

0087

0088


Машинный зал и горизонтально-капсульный агрегат

ещё одна ремонтно-сборочная площадка

0089

0090

в этой шахте находится один из двух горизонтально-капсульных агрегатов (как следует из названия - вода на турбины попадает не сверху - а сбоку). В данный момент заканчивается монтаж этого агрегата:

0091

0092

0093

0094

И последняя часть экскурсии вид на ГЭС со стороны пешеходной площадки

0095

0096

Поскольку ГЭС - транспортный узел, то пересечь по ней Волгу можно не только на автомобили, но и на поезде (который идёт не по туннелю внизу, а верхом). В данный момент как раз проходил поезд Балаково-Москва:

0097

0098

ну и отдельно - пешеходная дорожка, несмотря на полную закрытость решетками - достаточно живописная:

0099

0100



  • 1
Под реактором красиво как!
Ну и вот эта дорога через ГЭС такая знакомая)

Я вот по дороге много раз ездил, и на поезде пару разочков - а вот по пешеходной дорожке ни разу не ходил. А оказалось кстати весьма неплохо!

под ротором генератора, реакторов там нет =)

А в аду сейчас ужин. Макароны!!!

Решено - ужинать сегодня мы будем в аду!!!

на 83-ей: интересно они мышки-клавиатуры не путают???

ну а так - прикольно, подробно, красиво )

Спасибо! Жаль вот, что ты не смог поехать

а какой там перепад воды? с чего энергия то получается?

Около 12 метров перепад воды. Собственно поэтому крупнолопастные турбины и низкие обороты...

Какие фото безжизненные. Рабочих фотографировать блогерам не позволено?

К сожалению в выходной день рабочих там почти не было! А охранники как-то не особо в восторге от того, что их фотографируют!

а,ясно.Случай был в командировке.Пришли блогеры с начальством и всех рабочих отправили на склад,чтоб не болтали лишнего.

Ну бывает. Но тут немного рабочие в кадре есть - на монтаже гидроагрегата: то есть он нас ничего особо и не прятали...

  • 1