Yelkz

... уютный фотобложек для фотовсячины

Previous Entry Поделиться Next Entry
Про cover-party и саратовскую рок-музыку.
Нормальная шляпа
yelkz
Collage

Когда мне говорят про очередное cover-party - я вздрагиваю. Не то чтоб я не любил кавера, раз даже удалось поиграть на кавер-вечеринке, что считаю очень хорошим опытом. Но почему-то мне кажется, что последнее время каверов стало очень много. Можно было сказать, что хорошей проверенной музыки много не бывает. Но поскольку это происходит на фоне уменьшающегося числа интересных групп, играющих песни собственного исполнения, возникает повод задуматься: а может что-то пошло не так?

Здесь на всякий случай следует сразу сделать необходимое уточнение (а то я уже столкнулся пару раз с непониманием):
Ка́вер-ве́рсия (cover version, от англ. cover — покрывать) - авторская музыкальная композиция (часто известная) в исполнении другого музыканта или коллектива. Исполнение кавер-версии может содержать элементы оригинальной музыкальной композиции, на которую накладываются элементы новой музыкальной аранжировки. Нередко кавер-версия может дать новую жизнь той или иной композиции, самой по себе уже устарелой или непопулярной. (спасено из гибнущей википедии)

Году в 2009-м я только начинал знакомится с саратовской рок-тусовкой, и вот я помню попал на один летний фестиваль - там где-то полтора десятка групп выступало, и среди них затесалась одна группа, исполняющая только кавера (сейчас уже не помню что именно - что-то русско-роковое, точно помню Сплин был). И судя по отзывам людей, все на этой как-то смотрели осуждающе, мол "своих песен не могут придумать - вот и играют кавера, как можно!". Да и ребята сами как-то не особо оправдывались, мол "да мы так - для души побренчать со сцены, ни на что не претендуем". Ещё одну группу с подобным подходом я услышал где-то под самый конец 2009-го - те уже играли кавера на зарубежку (Maroon 5 там были, RHCP). Короче такие коллективы были приятным исключением - и скорее служили для заполнения концертного пространства - такой своего рода разогрев и возможность ребятам поиграть. Где-то в то же время я побывал на паре т.н. Tribute-концертах - один был посвящен Летову, второй Майку Науменко. "Прогрессивной" музыкальной общественностью это всё воспрнималось как говнарство. А главным трендом тогда был ФНГ - фестиваль неизвестных групп, который чуть ли не раз в пару месяцев проходил (суть заключался в том - что новыемалоизвестные группы выступали на большой сцене при поддержке какого-нибудь более популярного коллектива как хедлайнера - может саратовского, может и привозного)...

И вот год 2014. Начал прикидывать - в среднем раз в месяц кавер-пати (преимущественно проходили в клубе Machine Head, но сейчас уже остальные клубы подтянулись) - разные саратовские группы играют песни других исполнителей, преимущественно зарубежных. Раз даже дошло до смешного: когда группа отыграла программу каверов и попыталась исполнить пару своих песен - это вызвало очень серьезные нарекания, мол "какого хера?". Millenium Stars Cover Party (по идее которая долна была охватывать хиты конца 90-х начала 2000-х) проводилась полтора десятка раз и диапазон уже расширился от 70-х до 2010-х. Плюс к этому тематические кавер пати: The Beatles (насчитал пяток посвященных группе и отдельным участникам), Nirvana (тоже пяток уже набралось), RHCP, Metallica, The Doors, Цой, Наутилус, Сектор Газа (sic!), OST Фильмы Балабанова (хотя чего уж там - по сути дела тот же Millenium Stars Russian Edition), California Punk, КИШ, Portishead... Поскольку началось это где-то осенью 2011 на более-менее постоянной основе, то в среднем выходит хотя бы 1 такой концерт в месяц.
Ну да ладно: собрались группы или даже разные музыканты в одноразовый проект (я вот в таком участвовал) - бахнули на cover-party, быть может привлекли внимание к своей группе, а быть может к саратовской рок-тусовке вообще. Но тут вторая интересная тенденция: помимо собственно кавер-пати, стали ещё как грибы после дождя плодиться кавер-группы. Команды, весь репертуар которых состоит только из каверов (иногда какой-то одной группы, иногда всего подряд, что на душу легло или что людям нравится). И ведь речь не о каких-то группах кабацкого толка (которые были есть и будут). Речь именно о коллективах, которые выступают в рок-клубах и на которых приходит публика и готова платить деньги именно чтоб посмотреть выступление ("не, ну а чё - живьем я не смогу увидеть RHCP - а тут ребята сбацают почти не хуже и всего за 250 рублей вход!").
И ведь дальше больше! На конец сентября анонсированный уже масштабный фестиваль PESOK COVER FEST. Десяток саратовских групп играющих кавера и пару приглашенных московских. Хочется процитировать всего одну фразу из анонса фестиваля: С кавер-программами выступят Василий Уриевский с группой "Гардина" и группа "Хайдеггержив". Ну то есть музыканты добившиеся заметного успеха своими песнями (с первыми сейчас активно работают московские продюссеры, вторые кроме прочего выступали на фестивале "Нашествие") будут играть кавера!
И вот что интересно - это предстоящие событие с большим энтузиазмом начали освещать в СМИ (мне пару ссылок присылали), хвалились приглашенными звездами в жюри (всё-таки конкурс, да). При этом когда на мероприятие вроде Желтой Горы приглашали также звезд-продюссеров - всем как-то было пофиг. Ну то есть писали конечно (то есть пресс-релизы старательно перепечатывали), но не более! При этом (несмотря на общий последнее время наблюдающийся фестивальный спад) - сопоставимые по масштабу мероприятия с живой музыкой и авторскими песнями как-то игнорируются - "чё о них писать - одно и то же всё время - а тут свежее что-то (правда с несвежими песнями - прим.)"

Как тут не сказать об ещё одной тендеции также по сути имеющей отношения к каверам - tribute-проекты. В Саратов уже даже некоторое количество заглядывало. Я вот был на трибьют-команде AC/DC - Easy-Dizzy - играют-изображают оригинал более чем достойно и качественно. И таких проектов очень много - не только в России - по всему миру. В свое время видео смотрел с Pink Floyd Tribute Show - Австралийцы кажется делают - очень круто!
Короче явление в целом Саратовом естественно не ограничивается, просто мне по Саратову судить проще.

Есть неравнодушный человек neak_shadrin, который занимается фиксацией всех действующих саратовских рок-групп и переодически этот список обновляющие (интересующимся искать вконтакте в группе саратовской рок-музыки). И вот там последнее актуальное обновление, что сейчас в Саратове + Энгельсе действует около 200 рок-групп. При этом этот же человек, ведущий список сокрушается, что есть проблемы с планированием репертуарной программы на ближайшее время - групп не хватает (хочется же разнообразие, чтоб одни и те же коллективы не выступали каждый день). Можно конечно кавер-команды звать - но одними каверами сыт не будешь и я надеюсь что ходят больше ради музыки авторской. Да и проблемно сейчас кавер-коллективы приглашать - у них самое горячее время - свадьбы-корпоративы. Вот и получается, что групп много, а музыканты нормальные все заняты непонятно где...

Я как-то между прочим пытался обсудить эту тему с разными людьми, заодно уж присовокуплю их комментарии по тему (без уточнения личностей):

ААА:
Это всё хорошо, едрёна мать, только меру надо знать. Вот с этим большие проблемы. Люди начали кидаться на изи-мани (блин, были бы нормального размера мани...), полностью исключив творческую составляющую. это очень обидно
можно играть кавера, даже сделать целую программу каверов на исполнителя какого-то, но это должно быть в качестве поддержки собственного творчества и разнообразия
но становиться кабацким музыкантом - это пошло


ВВВ:
когда в 2010/11 годах делались первые кавер-вечеринку по ленону, нирване, организаторов финансовый вопрос интересовал в последнюю очередь. просто хотелось отдать дань уважения двум таким важным для личностям в рок-музыке. ну и чтобы это была веселая дань, от которой зрители могут получить максимум удовольствия. в саратове никто не делал никаких кавер-тус подобного типа. а потом это как-то засосало и незаметно стало традицией, понеслись предложения уже от самих групп сделать тот или иной кавер-вечер. финансовая отдача не настолько огромна, чтобы интерес делать это дальше только по причинам заработка. но куда важнее что после участия в каком либо кавер-пати у групп всегда возрастала аудитория которая затем приходит на концерты тех же групп уже послушать их собственную музыку. я никогда не поощрял появления исключительно кавер-групп, который свою музыку не пишут только потому что исполнение чужой музыки интереснее в плане расширения аудитории.

Впору было бы сказать, что "рок-н-ролл мёртв" и нового уже ничего не родишь - вот и играют кто в 60-е, кто в 70-е, а кто во всё сразу. Но ведь нет же - на западе сейчас очень много новых интересных коллективов (да и старые радуют новыми альбомами, внезапными реюнионами), даже западная поп-музыка переживает невиданные ренессанс (вот уж где казалось всё болотом - так не же - много нового интересного). Так что остается ждать когда это докатится сначала до Москвы-Питера, а потом ещё с опозданием на несколько лет и до нас. А пока что наблюдать как рок-тусовка превращается в кавер-болотце. Или я излишне драматизирую?

UPD: хорошее дополнение к этому посту сделал kirr_zah

  • 1
волна приходит, волна уходит
был пик представления авторского материала. долгий период с начала 90-х до 2011-2012сейчас маховик качнулся идет волна воспроизведения
но с этим (я уверен) быстро наиграются

любопытно другое:
процесс снижения темпов сочинения авторского материала виден в целом по стране
это не кризис, это социокультурная тенденция
во многом связанная с бесперспективняком, насаждаемым режимом, во многом - с повальным разочарованием в собственных силах
сейчас мы видим процесс, обратный восьмидесятым, когда музыканты и писатели практически в одиночку сражались с застоем за сознание людей.
сейчас музыканты в авангарде капитулировавших

Ну я бы режим примешивать не стал.
В целом если брать по стране у меня есть мнение какое - наша музыка (рок-, поп- не важно - я не разделяю эти поняти) отстает от запада, раньше отставала сильно, сейчас разрыв сокращается, но он всё равно есть. На Запада наблюдался сильный застой в 2000-х, который сейчас вроде бы преодолели, видимо отечественная музыка в рамках наверстывания разрыва тоже этот застой преодолеет в течение какого-то времени. Ну а пока что в нашей среней полосе застой выражается вот в такой кавер тенденции...

(Анонимно)
Это нормальный процесс. Чтобы сделать что-то хорошее свое, надо переиграть много хорошего чужого. Те же джазовые музыканты для профпрегодности должны знать около тысячи джазовых стандартов.

Ребята поиграют сейчас хорошей музыки, а потом свое что-нибудь хорошее наклепают. Не сомневайся.

Хорошо если так (собственно я до какого-то момент рассуждал также), но вот пока что вижу только рост каверов и спад общей авторской деятельности...

(Анонимно)
Всё правильно написал, полностью поддерживаю. Я вообще перестал ходить на концерты, ибо сплошные кавера кругом. Вообще, творческий кризис действительно ощутим в масштабах страны, очень давно не попадалось ничего действительно интересного. Тот же Уриевский и Хайдеггержив - имхо весьма и весьма вторичны, чего-то нового в их музыке нет. В плане студии особенно ощутим спад - зачем писаться, если играем кавера? Остались немногие стариканы, которые до сих пор пишут своё, потому что прёт, а не потому что так надо. "Остальные стесняются..." (с) Уриевский.

Да, это мой каммент сверху, залогиниться забыл. :)

«И ведь дальше больше! На конец сентября анонсированный уже масштабный фестиваль PESOK COVER FEST. Десяток саратовских групп играющих кавера и пару приглашенных московских. Хочется процитировать всего одну фразу из анонса фестиваля: С кавер-программами выступят Василий Уриевский с группой "Гардина" и группа "Хайдеггержив"»
Говорят, когда о своих концертах узнаешь из афиш — это и есть популярность. Интересно, сам Василий в курсе или нет. А то мы как-то и ни одного кавера-то и не репетировали)))

Само по себе исполнение чужого репертуара мегаполезно, поэтому оно и лежит в основе обучения музыке. Первый вопрос в том, что разница между своим ощущением "как это звучит" и реальным звучанием часто очень велика, эмоционально и технически. поэтому в профессиональном обучении и присутствует человек, который реально может помочь. Без такой помощи работа часто превращается в повторение нот и слов. Хорошо,если более-менее точно) Остальные составляющие в счет часто уже не идут.

Получается, что чтобы учиться на чужом (пусть и формально), подходит любой возраст-статус-уровень игры. А вот для исполнения чужого качественного репертуара реально нужно быть уже не новичком. Если по модулю, то исполнитель должен играть так же или заведомо лучше автора, иначе как повторять-то собираемся?
И да, кто хочет-может вырасти, тот и так рано или поздно начинает играть чужие репертуары для себя и своего музыкального роста. вопрос только в том, выставлять ли то напоказ-напослух, или оставить для себя.

Слово "кавер" в нашем случае мне с каждым годом всё непонятнее и непонятнее. Ощущение, что им легализуют процесс исполнения чужого именно те, для кого еще несколько лет назад это было по идейным соображением неприемлемо. То есть играть на концерте чужую песню это "кабак, свадьба и цыгане", а вот "кавер"-это хорошо и можно. Я тоже вздрагиваю от этого слова, и именно поэтому. В профессиональной лексике его вообще нет. Раньше мне казалось, что "кавер" это заведомо своя версия известного хита. Не повтор, а именно своя версия.

Лично меня полные кавер-концерты пока не коробят, я просто почти на них не хожу. Это же как на работу, блин, прийти - тоже поют, тоже чужое:-) но слушаю то, что мне присылают вк. Иногда возникает желание пойти, но редко. Но я вообще больше люблю слушать свой репертуар музыкантов, вот там для меня сказка, не зависящая от качества,хоть на стаканах играй. потому что своего писать я не умею, и мое восхищение авторством превышает качественные ожидания. А хороших музыкантов я найду, где послушать.

Напрягает только когда посреди авторского концерта кто-то вставляет джазовый стандарт "в своем качественном "переосмыслении" или какую-нибудь ретро-песню, для которой таки надо быть исполнителем. В случае с моими любимыми группами такой,с позволения сказать, "кавер", звучит ужасно. Заметно хуже концерта. Когда свой материал волшебный, имхо, не нужно показывать закулисье своих банкетов и утренников, пусть ты там даже очень хорошо играешь музыку 60-х, русские романсы и казаческую песню. Если лично тебя прёт,не факт, что попрёт слушателя твоего авторского концерта,пришедшего не на банкет. Ну а если в аудитории есть музыканты, ты их и так особо не удивишь.

Сборные концерты памяти того или иного исполнителя уважаю, и ребятам поучиться-попрактиковаться, и мне поколбаситься)

Как это все повлияет на уровень? ХЗ. очень хочу надеяться, что ребята действительно на этом раскачаются и вырастут. и тогда из огромной волны переигрывания выйдут новые интересные коллективы. а пока это просто заполнение пустот, для меня скучное.

Во всем согласен, только одно маленькое уточнение :) Бывают же перепевки настолько органичные, что слушатель уже не различает авторский материал и кавер. Хотя предполагаю, что на кавер-вечерах такое встречается редко :)

А так - да, учиться на чужом материале полезно, но хорошо перепеть чужую песню может только тот, кто сам из себя уже что-то представляет в творческом плане :)

(Анонимно)
Вот интересно - оказавшись в 60-70 годах XX века случаем - тоже из каждого приемника можно было услышать о всеобщем кризисе идей и конце музыки (искусства)? Сейчас же послушаешь умных, авторитетных людей - у одного теория конца эпохи композиторов, у другого - частное мнение о том, что положение вещей, когда именно музыка была в центре внимания людей на протяжении половины столетия - явление ненормальное и все должно вернуться на круги своя.О посмодернистких делах с тезисом смерти автора и восприятии всего мира как текста уже и не особо упоминать то хочется. И действительно сомневаешься - а будешь ли детям и внука рассказывать, что жил в эпоху когда Radiohead записывали In Rainbows например? Трудно во всем этом сходу разобраться, но все чаще веришь людям, которые говорят о том, что раньше антропологически все было как-то получше. Хотя при этом шоу, конечно, должно продолжаться и каждый может получить свою минуту славу. Пессимистично конечно, но что поделать. Хочется ошибаться.

Я не рассуждаю так глобально! Если брать запад, то там после застойных 2000-х просто куча всего нового-интересного в плане музыки - ни о каких концах чего бы то не было речь не идёт!
...
Я же больше про местную движуху (и немного про отечественную)+

"Всё пройдёт, пройдёт и это." (с)

От себя: можно воспринимать эту кавер-движуху как дрожжи,
на которых взойдёт новое и прогрессивное, останется только грязную пену снять.

Ну или там привет санкции, холодная война, железный занавес, кровавый режим, и как ответ-проитестный рок и всё-такое.... Но думаю вряд ли до такого дойдет.

все что угодно будет, а протестного рока - не будет)

Гы. Одна из причин роспуска No Idea, кстати.

что именно? отсутствие оригинального материала? или засилье других кавер-бэндов?

(Анонимно)
Просто музыканты которые кавера играют, не имеют фантазии и души
Им нужны бабки и все. А музыка это другое это эмоции.

но гы о каких деньгах идет речь?

просто музыканты хотят, чтобы к ним на выступление приходили, получить заряд так сказать от публики. Потешить свое эго. А когда на собственный материал никого нету, то тут и происходит крушение устоев.

Вообще, это похоже на сюжет из фильма рок-звезда. Где главный герой понял, что он находится в тени своих кумиров, и он хочет тупо делать свое, а не постоянно копировать.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account