Олег Елкис (yelkz) wrote,
Олег Елкис
yelkz

Category:
  • Music:

Саратовская ГРЭС



В рамках блог-туров, посетили один из старейших действующих энергетических объектов не только Саратова, но и России в целом - Саратовскую ГРЭС. Хотя не все догадываются о немаленьком возрасте станции (и уж тем более значимости этого объекта в истории энергетики), видеть хотя бы со стороны её доводилось многим - все знают эти дымящие трубы в центре...
СарГРЭС расположена на улице Чернышевской (практически на пересечении с Радищева), рядом с Волгой. Собственно раньше весь объект назывался СаратовЭнерго, но после реформирования РАО ЕЭС - там всё разделилось на несколько организаций и теперь собственно сама станция - лишь часть комплекса.
Вот так например вид на станцию (со стороны высотки на Горького/Бахметьевской):



А так ГРЭС выглядит со стороны Волги:






Строительство станции началось в 1926 в рамках проекта ГОЭЛРО и уже в 1930-м году в эксплуатацию была введена первая очередь станции (на тот момент 3 котла и 2 турбогенератора). Последующие очереди вводились в 1932, 1941 и 1951 соответственно (по 2 котла и по одному турбогенератору). Таким образом СарГРЭС старше саратовской же ТЭЦ-1 на 4 году (1-я очередь ТЭЦ-1 была введена только в 1934):



Ленин перед главным зданием - неизменная дань тому времени - всё-таки План ГОЭЛРО возник ещё в начале 20-х годов при непосредственном участии (собственно фраза "Лампочка Ильича" имеет отношение именно к этом - электрификации всей страны):





Лично меня всегда занимал вопрос: в чем отличие ТЭЦ от ГРЭС (хотя бы и на примере Саратова - хотя я думаю в других городах ситуация будет такой же). И та и другая станция вырабатывает не только элетроэнергию и тепло для нужд населения, и та и другая работали изначально на угле, а потом перешли на газ (или вспомогательно мазут в случае крайней необходимости). Даже оборудование и компоновка котёл-турбина используется одинаковая (поперечная связь котлов).
Ответ прост: никакой разницы по сути нет! Просто ГРЭС (расшифровывается как государственная районная электрическая станция) в советские времена имели более высокий статус (государственная же) и более высокое подчинение. То есть при прочих равных данных ГРЭС (государственная) более статусная была чем ТЭС (городского подчинения).



Кстати выработка тепловой энергии (обогрев и горячая вода) для нужд горожан началась только в 1958 году. Изначально это была чисто электростанцией. Кстати есть ошибочное мнение, что выработка тепла на всех таких станциях - это такой побочный продукт, мол "некуда девать тепло - давайте будем дома отапливать". Выработка тепла и электроэнергии являются равноценными процессами (тем самым обеспечивают большее КПД всей станции).



Первым делом на станции проходит инструктаж по технике безопасности и узнаем какие-то общие сведения о самой станции:



Отправляемся на центральный щит управления, откуда осуществляется контроль за станцией.





Оборудование по большей части современное, помимо плановых и капитальных ремонтов, также происходит постепенно обновления всего оборудования. Наивно было бы думать, что всё тут осталось в нетронутом состоянии с 1930-го года - станция как живой организм постоянно обновлялась и менялась:





Хотя какие-то элементы с тех самых пор остались и хранятся, как например вот эти датчики и лампочка на них (хотя это не сколько рабочие элементы - сколько символ эпохи ГОЭЛРО, своего рода памятник - там самая Лампоча Ильича):





С центрального щита хорошо просматривается весь машинный зал. Всего здесь работает 5 парогенераторов суммарной мощностью в 54 МВт. Для сравнения например Балаковская АЭС вырабатывает 4000 МВт, Саратовская ТЭЦ-5 - 440 МВт. Не так много одним словом, однако для питания центральных районов (где практически не осталось промышленных объектов) этого вкупе с вырабатываем теплом вполне хватает:









Машинный зал встречает нас фреской с Лениным во всю стену (ох уж этот Ленин - неотступно следит за всей Советской энергетикой):





В целом - машинный зал выглядит достаточно обычно - какие-то элементы чуть более старые, какие-то чуть менее:



Вполне обычные элементы управления (если можно вообще назвать такие пульты обычными - поди разберись какие кнопки и датчики за что отвечают):





Много-много непонятных труб-механизмов, впрочем после БЭАС с их трубами-датчиками (заполняющими всю стену) меня уже сложно чем-либо удивить:





Кстати несмотря на более чем просторный зал, здесь мало того что очень шумно (ну это понятно - работающие турбины), так ещё и достаточно жарко. Пар, раскручивающий генераторы, разогревается более чем до 400 градусов:



"Электросила" (ныне "Силовые машины") - легендарный Ленинградский завод. Если первые устанавливаемые турбины были импортные Стерлинги, то к 40-м годам уже было налажено отечественное производство:





Ещё один символ времени - 39-й год выпуска:



Покинув машинный зал отправляемся в соседнее помещение - котельную:



Котельная - здесь расположены газовые котлы. Газ сжигается и разогревает воду до высокотемпературного пара, здесь же техническая вода подогревается, чтоб поступать в тепловые сети.
Ещё один интересный факт - СарГРЭС была первой в СССР станцией, перешедшей с угля на газ. Во время войны ДонБасс был потерян и начали возникать перебои с поставкой угля, а саратовским предприятиям требовалась бесперебойная работа (здесь располагались многие оборонные предприятия). Сначала попробовали нефть - но она оказалась не так удобно (очень много отходов), да и поставки каспийской нефти по Волге были не так уж безопасны (в 42-м году немцы вышли к Волге). Поэтому было принято решение переходить на газ - в кратчайшие сроки (два месяца) от Елшанского месторождение был построен газопровод, который обеспечил бесперебойными поставками топлива предприятие.
Собственно помимо газификации это ещё в дальнейшем стало толчком для развития газопроводной системы - Газпром начал зарождаться тоже из Саратовской области:







В общей сложности в котельной 9 котлов (турбогенераторов всего 5). В отличие от той же ТЭЦ-5 с блочной системой (один котёл - один генератор), здесь станция с поперечной связью котлов. Это значит, что пар например от первого котла может пойти к 5-му генератору и наоборот пар от 9-го котла может попасть в первый генератор. Такая разветвленная система позволяет лучше балансировать с мощностями, гибче регулировать работу, но чревато энергетическими потерями и более запутанной системой паропроводов. Собственно изначально станции строились с поперечной связью, а более современные сейчас именно блочного типа - было признано, что это более эффективно:







За кирпичной кладкой - печь (ближе подойти как-то страшновато - да и жарко очень):



В плане старое-новое котельная часть выглядит ещё более эклектично:





Вот например сохранившаяся угольная галерея - здесь сверху угольную пыль (измельченный уголь смешанный с воздухом) засыпали в печи - просто так поджечь уголь было достаточно проблематично - приходилось идти на такие технологические усложнения:





С переходом на газ необходимость в угле отпала - говорят одновременно было уволены почти 100 сотрудников - все люди занятые в техпроцессах подготавливающих уголь к сжиганию в печи (для примера общий персонал станции на данный момент около 200 человек):



Один из старейших котлов - той самой первой очереди, запущенной в 1930-м:



По соседству с ним котел №1 уже демонтировали и установили более современный аналог. Котел №2 следующий кандидат на замену:





На мой резонный вопрос: а является ли безопасным в плане эксплуатации столь старое оборудование, меня успокоили - каждый элемент регулярно подвергается проверке, и в случае необходимости ремонту или замене - соответственно всё сертифицированно и гарантийно работает. Какие-то элементы могут спокойно эксплуатироваться с 1930-го года, какие-то надо заменять раз в год - но в целом при правильной эксплуатации станция может прослужить ещё столько же.



То же самое про экологические нормы - на станции осуществляется жёсткий контроль всех выбросов, хотя газ сам по себе достаточно чистое топливо - по сравнению с тем же мазутом (который впрочем уже очень давно не использовали - хотя он подразумевается как резервно-аварийное топливо) и уже тем более углём.
Современное оборудование всё фиксирует:





В целом что хочется сказать.
Перед экскурсией у меня было глубокое убеждение, что СарГРЭС - это такой архаизм, отживающий своё и его надо плавно выводить из эксплуатации (как это сейчас постепенно происходит со станцией ТЭЦ-1). Но вот несмотря на весьма древний внешний вид, внутри станция вполне себе работоспособная и отвечающая всем современным нормам. Конечно можно возразить, что те же ТЭЦ-5 или ТЭЦ-2 (имеющие на порядок больше мощность) - могут легко закрыть все потребности, вызванные закрытием СарГРЭС - но пока что ни у кого нет ответа - что делать с инфраструктурой - электрическими и главное тепловыми сетями, ведь весь центр города завязан на СарГРЭС и только на неё, а в какой ад превратится город в случае перестройки тепловых сетей в центре даже представлять не хочется.
Одним словом - пока нет решения этого вопроса, СарГРЭС будет работать и работать вполне успешно!

Другие посты про энергетические объекты Саратовской области:
Саратовская ГЭС. Балаковская АЭС. Саратовская ТЭЦ-5

Tags: #sarlj, Саратов, производственный репортаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments