?

Log in

No account? Create an account

Yelkz

... уютный фотобложек для фотовсячины

Previous Entry Поделиться Next Entry
Трейнспоттинг: Локомотив ВЛ80
Паранормальная шляпа
yelkz


Я ещё когда совсем маленький был - полюбил наблюдать за паравозиками (и постоянно просил меня сводить посмотреть на них). Даже смутно с тех времен какие-то локомотивы припоминаю, которые уже канули в небытие (как например глазастые чешские ЧС4 с закруглённой кабиной). Однако с тех самых пор и по сей день неизменным остаются грузовые локомотивы ВЛ80, которые рассекают по просторам нашей страны уже более пятидесяти лет.
У отечественных локомотивов буквенная маркировка всегда что-то обозначает, ВЛ - не исключени - Владимир Ленин; вот так просто, незатейливо и по-советски (вообще Советским Союзом дело не ограничилось - локомпотивы с маркировкой ВЛ выпускались аж до 2005-го года).



ВЛ80 выпускались Новочеркасским электровозостроительным заводом (НЭВЗ) и первоначально имели обозначение Н80 (новочеркасский, 8-осный, однофазный). Это грузовой магистральный электровоз переменного тока с осевой формулой 2 (20—20) - локотив состоит из двух "половинок" . Первый локомотив был выпущен в 1961-м, последняя модификация вышла с завода в 1995-м году; всего же за эти годы было выпущенно около 5000 таких электровозов различных модификаций, что делает ВЛ80 самой массовой серией модельного ряда завода НЭВЗ среди локомотивов переменного тока. Ну и само собой с середины 60-х и по сей день это основной грузовой локомотив на линиях переменного тока железных дорог России и экс-СССР (используется также в Белоруссии, Украине, Казахстане, Узбекистане):



За годы производства было выпущено несколько разных модификаций: ВЛ80К, ВЛ80Т, ВЛ80В, ВЛ80Р, ВЛ80С, ВЛ80СМ.
ВЛ80К - это самая первая модификация ВЛ80 (выпускался с 1963 по 1971, выпущено 695 единиц). Ещё две не такие массовые модификации ВЛ80Р и ВЛ80В.
Самыми же массовыми стали ВЛ80Т (1317 единиц, производство с 1967 по 1984) и ВЛ80С (2746 единиц, производство с 1979 по 1995) - и те, и другие до сих пор в большом количестве встречаются на дорогах России. Несмотря на практически полное внешнее сходство всех моделей ВЛ80 - ВЛ80Т от ВЛ80С проще всего отличить по отсутствию разъемов-контактов под фарами на лицевой части кабины (ну и соответственно маркировка хорошо как правило читается):



Но пожалуй главное отличие - не такое очевидно, более ранние модели ВЛ80Т - это двухсекционные локомотивы. В принципе достаточно мощный локомотив позволяет даже в двухсекционном варианте позволяет таскать грузовые составы средней длины:









Но поскольку основное преимущество переменного тока - проще пробрасывать его на длинные дистанции (где логичнее делать составы подлиннее и требуется локомотивы помощнее), то в 1979 году и появилась модификация ВЛ80С, позволяющая работать локомотивам в составе более чем двух секций при управлении из одной кабины по системе многих единиц (СМЕ). Изначально электровоз строился с возможностью работы только двух или четырёх сцепленных секций. В 1982 году были построены электровозы 550, 551, 552 которые могли работать в составе двух, трех или четырёх секций. С электровоза 697 (1983 год) все электровозы строятся с такой возможностью. Соответственно никто не запрещает ВЛ80С работать в двухсекционной базовой конфигурации, но как правило это трёх- и в редких случаях четырех-секционная (для очень уж длинных составов) конфигурация:





В плане раскраски по большей части пока доминируют традиционные зеленые цвета с красными полосами на лицевой части (именно такими я их помню ещё с 80-х годов). Однако последние годы после ребрендинга РЖД локомотивы стали перекрашивать в современные цвета РЖД (красный и серый):





Доводилось ещё и в такой экзотичной раскраске локомотив видеть (кстати это как раз ВЛ80С, но в двух-секционной конфигурации):





ВЛ80К был первой массовой модификацией серии: первые единицы начали выпускаться в 1961-м году, однако уже в 1963 локомотив пошел в серию именно в модификации "К" и всего было выпущено 695 единиц (выпускался вплоть до 1971-го года, когда ему на замену пришли другие модификации. Я был в полной уверенности, что эта серия уже как-то исчезла эксплуатации, однако с удивлением обнаружил такую на перегоне Сенная - Сызрань). Внешне в общем почти не отличается, у некоторых образцов (но не у этого) могут по-другому выглядеть фары) и какие-то элементы по борту выглядят по-другому. В остальном же - это традиционный ВЛ80:





Ещё одной характерной чертой всех ВЛ80 было наличие красной звезды на лицевой части (ну Владими Ленин, красная звезда - всё логично). Последнее время всё чаще (видимо после кап-ремонта) вижу модели, где звезду с лицевой части малодушно снимают, что я считаю зря - всё-таки с ней как-то более стильно выглядит, элемент дизайна как ни крути:







На Приволжской Железной Дороге ВЛ80 - основной грузовой электровоз, в окрестностях Саратов они обслуживаются в Анисовке (ТЧ-9), соответственно если ехать через железнодорожный мост и Анисовку - то как раз можно видеть локомотивное депо и повышенную концентрацию ВЛ80:





Ну и конечно главное преимущество грузовых составов (по сравнению с пассажирскими) - длинные причудливые изгибы на непрямых участках. В окрестностях Саратова во главе таких составов непрменно ВЛ80 (с другой стороны Волги дальше Анисовки линии неэлектрифицированы и там уже составы таскают тепловозы - в основном 2ТЭ116 - о которых как-нибудь в другой раз):











И ещё несколько кадров с ВЛ80:

















Несмотря на то что на железных дорогах переменного тока ВЛ80 является самым массовым грузовым локомотивом и настоящим долгожителем, сейчас идёт постепенный вывод их из эксплуатации и замена на более современные локомотивы семейства Э5К и ЭС5К того же НЭВЗа - новое поколение электровозов, строительство которых ведется с 2004-го года.



И ещё.
Есть очень интересный (и крайне меметичный) локомотив ВЛ85 - по сути дела тот же ВЛ80 (даже внешне похожи), только с осевой формулой 2 (30—30), соответственно в полтора раза длиннее и мощнее - некогда самый мощный электровоз переменного тока. Все они эксплуатируются на Восточно-Сибирской железной дороге и видеть пока не доводилось.
Также у ВЛ80 есть брат-близнец ВЛ10 - аналогичный локомотив, только для сетей постоянного тока; также имеется ВЛ82 (двухсистемный - водходит как под переменный так и под постоянный ток). Соответственно в семействе электровозов постоянного тока по аналогии с ВЛ85 есть свой шестиосный двухсекционный монстр ВЛ15 - вот их как раз видеть доводилось.
Собственно про ВЛ10 и ВЛ15 думаю как-нибудь потом отдельный пост запилить - внешне отличий от ВЛ80 мало, но вот места обитания другие.

Метки:

Избранные записи из этого журнала

  • Трейнспоттинг: Локомотив ЭП1М

    Вообще говоря локомотивы ЭП1 и ЭП1М - одно семейство электровозов: ЭП1 просто более ранняя модель (вылившаяся из ВЛ65), ЭП1М более поздняя…

  • Трейнспоттинг: Локомотив ЭП1

    Я поскольку всю жизнь живу в Саратове (нечасто выезжая куда-нибудь), то пожалуй первым хорошо запомнившимся пассажирским электровозом стал именно…

  • Трейнспоттинг: Локомотив ЭП2К

    Старые добрые и хорошо зарекомендовавшие себя электровозы ЧС2К и ЧС2Т чешского производства для линий железнодорожных постоянного, конечно со…


  • 1
О дааа! =)))
Я несколько дней подряд спотил поезда на 3-й дачной - так больше половины (примерно 2/3) всех проходящих составов (а это и пассажирские, и электрички) тащили как раз ВЛ80

Очень познавательно! Никогда не рассматривал паровозы в этом контексте.

У меня просто я помню один знакомый недавно спросил "а зачем поезда снимаешь вообще?"
Я как-то даже не нашелся что ответить. Ну то есть у меня поезда вызывают эстетические чувства (у кого-то самолёты, у кого-то машины скажем), но я до поры как-то в себе что ли держал. А сейчас вот в таком виде решил поделиться

В Омске 80к нет, толкьо 10 и 11, а вот в Казахстане в своем время 80к наснимался - там только они

Ну вот поскольку Приволжские (и соседние Юго-Восточные) железные дороги на переменном токе - у нас только 80-ки и бегают. А за 10-ками и тем более 11-ми я охочусь - ну то есть это надо ехать в другие регионы (где постоянка) и там фоткать. Пока как-то не получается

А я помню в 1979 на Донбассе (эххээ) видел работающий паровоз

Ну вообще в СССР на каких-то второстепенных магистралях паровозы эксплуатировались до середины 80-х (последний был выведен из эксплуатации в 1987-м что ли)
Но в общем интереснее то, что сейчас РЖД взяла курс на программу восстановления действующих паровозов в разных регионах - правда уже в декоративно-развлекательных целях, но всё равно!

Интересно, какие у них пробеги? На сколько рассчитаны до списания или «перемотки движка»?

Точных цифр сейчас не назову (в своё время вскользь касался этого вопроса - но не вникал).
Знаю что у более старых пробеги могут быть и в шестизначных цифрах - главное правильно эксплуатировать и всякие ремонты осуществлять (плановые, капитальные и т.п.)
Сейчас от ВЛ-ок хотят отказываться - всё-таки достаточно старые поезда, к тому же предыдущих поколений - но поскольку пока не могут резко обеспечить выпуск новых им на замену (тех же Ермаков) - продолжают использовать то что есть увеличивая пробег.

В экзотичной раскраске ездят электровозы собственности АО "НефтеТрансСервис", у них вместо звезды лейбл компании нарисован.

Да-да-да - именно так!
Неоднократно такие встречал на дороге

Кроме многих мелких ошибок в статье есть и принципиальные!
1. "Есть очень интересный (и крайне меметичный) локомотив ВЛ85 -
по сути дела тот же ВЛ80 (даже внешне похожи), только с осевой
формулой 2 (30—30), "
1.1 Что такое "меметичный"???
1.2 Общего у ВЛ80 (электровоза со ртутными выпрямителями) и ВЛ85
(электровоза с тиристорной ВИП) разве что то, что они оба -
грузовые и переменного тока!
1.3 Осевая формула ВЛ85 2(2о-2о-2о)
2. "Также у ВЛ80 есть брат-близнец ВЛ10 - аналогичный локомотив,
только для сетей постоянного тока" Какой там брат-близнец! Они
лишь немного похожи снаруди! Внутри совершенно разное
оборудование!даже кабины внутри разные! как вообще можно так
говорить о электровозах, один из которых работает на 3000 в
постоянного тока, а другой 27 500 в переменного тока!
3. "Соответственно в семействе электровозов постоянного тока по
аналогии с ВЛ85 есть свой шестиосный двухсекционный монстр ВЛ15 -

вот их как раз видеть доводилось." Вообще-то ВЛ15-
двенадцатиосный локомотив!!! и уж даже внешних то отличий у ВЛ15
и ВЛ80- полно! Они непохожи совершенно!



Edited at 2018-08-05 22:40 (UTC)

То что человек - зануда определяется очень просто: по вопросам типа "Что такое "меметичный"??? - то есть дальше уже можно не читать и не дай бой не вступать в какие-то споры (хотя по каким-то моментам я бы и подискутировал) - просто во избежании ;-)

Помимо того, что серия "ВЛ" действительно означает "Владимир Ленин", буквенные индексы модификаций тоже имеют свою расшифровку:
ВЛ80к - с Кремниевыми выпрямителями;
ВЛ80р - с Рекуперативным торможением;
ВЛ80с - с возможностью работы по Системе многих единиц;
ВЛ80т - с реостатным Торможением;
ВЛ80в - с Вентильными тяговыми двигателями (экспериментальный вариант).

Есть и другие индексы: "а" - с асинхронными двигателями, "м" - модернизированный, "п" - пассажирский, "у" - с увеличенной массой. Всё это касается электровозов советского выпуска, у тепловозов обозначения модификаций были чуть другие: символы "Л" и "В" означает модернизацию Луганского и Ворошиловградского завода (самое интересное, что завод один и тот же, а модернизации тепловоза разные). Ну и про нынешнюю номенклатуру электровозных серий я вообще ничего не знаю.

Ну мне на глаза попадались "С" и "Т" модификации - самые распространенные как мне думается. "К" достаточно старенькие - уже почти не осталось (хотя разок видел). Остальные только на картинках видал
Вот не уверен насчёт ВЛ80У - такую модификацию точно видел у постоянников ВЛ10 - там таких полно с увеличенной массой, а вот про ВЛ80 что-то не попадалось

Я ещё когда совсем маленький был - полюбил наблюдать за паравозиками
в Кунцево, где мы жили в коммунальной квартире, окна кухни выходили на белорусскую ж д, я тоже очень любил смотреть на паравозики, электровозы и дизельные локомотивы

Даже завидую немного: на этом направлении траффик был интенсивный и думаю весьма разнообразный. Мне вот чтоб поглазеть на поезда идти надо было довольно далеко

Действительно, без звезды как иллюстрация к гоголевскому Носу.

Хорошая статья. Узнал много нового. Спасибо.

  • 1