Олег Елкис (yelkz) wrote,
Олег Елкис
yelkz

Categories:

Трейнспоттинг: Электропоезд ЭС1 "Ласточка"



Наряду с наблюдением локомотивов, ни менее интересной трейнспоттинговой темой являются электропоезда (и вообще мотовогонный подвижной состав - не обязательно электрифицированный). Если раньше все эти "электрички" были на одно лицо, то последнее время появилось много чего нового-интересного. Тут и скоростные "Сапсаны" и "Аллегро", и новый ЭД4МКМ (используемые как аэроэкспрессы). Ну а в первую очередь лично меня заинтересовал электропоезд "Ласточка". При чисто внешнем сходстве есть две основные разновидности: двухсистемная ЭС1 и постоянного тока ЭС2Г (ЭС2ГП). Мне пока на глаза попалась модель ЭС1, поэтому дальше речь о ней.



О чём же речь. В 2009-м году ОАО "РЖД" заказала немецкой компании Siemens разработку пригородного двухсистемного (работающего как на переменном, так и на постоянном токах) электропоезда, адаптированного к условиям России. Эти поезда планировались к использованию в Сочи во время Зимних Олимпийских игр, а затем передача на другие линии. За основу был взят пятивагонный электропоезд Siemens Desiro ML.
РЖД заказали 54 поезда, которые получили наименование серии ЭС1 и коммерческое название "Ласточка". По плану должны были произвести первые 38 в Германии, оставшиеся 16 в России и заключался договор на последующее обслуживание этих поездов:



По факту в Германии производились только первые 12 составов, в дальнейшем договорились о производстве на заводе "Уральские Локомотивы" в Верхней Пышме (рядом с Екатеринбургом). 42 поезда ЭС1 было построено там, в данный момент по лицензии идёт производство электропоездов ЭС2Г/ЭС2ГП (те же "Ласточки" - только упрощенная система питания - только постоянный ток; индекс "Г" означает "городской", "П" - премиум) - непосредственное производство в Верхней Пышме началось в 2013-м:



Итак, Ласточка.
Чисто внешне выглядит очень стильно так, современно, по-европейскому (ну ещё бы - в Германии разрабатывался). Кстати занятная особенность, присущая многим представителям европейского транспорта (и которая потихоньку начинает внедряться у нас) - двери для пассажиров не автоматические - для открытия дверей надо нажать специальную кнопку. Само собой во время движения эти кнопки заблокированы во избежания аварийных ситуаций (хоть обнажимайся):



Кабина в головной/хвостовой части такая закругленная-обтекаемая для обеспечения лучшей аэродинамики, да и просто выглядит хорошо модно. К тому же поезд способен разгонятся до 160 км/ч:





В остальном же - гладенькие вагоны (алюминиевые с покрытием?):



Внутри тоже всё весьма современно - удобные кресла, широкие тамбуры:



Полки для багажа имеются:



Везде удобные табло - показывающие время/скорость/температуру за бортом/ближайшие станции. Кстати все вагоны оборудованы кондиционерами, что для жаркого сочинского климата большой плюс:



Стандартная пятивагонная модификация на перегоне около Сочинского аэропорта:





Есть возможность также пускать составы по системе многих единиц. Десятивагонные спарки были обнаружены на маршруте - Адлер-Туапсе например:







Насколько могу судить, Ласточки в районе Сочи весьма популярны и как правило всегда полные; места можно занять на конечных станциях, но скажем если садится на вокзале в Сочи или на Вокзале в Адлере (это как правило всегда промежуточные станции) - там уже всегда много людей:







Интервал движения не такой уж и частый (расписание можно лекго в интернетах найти), однако создалось впечатление, что Ласточек в Сочи очень много - постоянно на станциях на встречу одну-две встречали:









И ещё пару слов про двухсистемность Ласточек. Специфика техзадания связанная с двухсистемностью (поддержка как питания от переменного 25кВ/50Гц, так и постоянного 3кВ) вызвана особенностями электроснабжения в Сочи. В то время как вдоль побережья линия электрифицирована постоянным током, то ветка идущая к станции Роза Хутор имеет питание переменным током. Также если двигаться от Туапсе в сторону Краснодара и Майкопа, то соответственно на станциях Горячий Ключ и Белореченская происходит смена питания с постоянного на переменный ток. Поэтому двухсистемность и автоматическое переключение является очень удобной - и задержек при движении смена типа питания не вызывает:



Ну а в целом что говорить - очень крутой современный поезд, "не хуже чем в Европе" (хотя гы-гы - доводилось и в Европе на электропоездах поездить - об этом как-нибудь тоже напишу). Насколько я могу судить в планах руководства РЖД постепенно внедрять именно такие поезда нового поколения (комфортные, современные, скоростные) - сначала естественно в мегаполисах и популярных пригородных/близкомеждугородных направлениях. Но потом глядишь и везде такие доберутся:





ЭС1 "Ласточка" на Финляндском вокзале Санкт-Петербурга:





Для работы по СМЕ между составами используется сцепка по системе Шарфенберга (традционная для Европы и в частности для поездов марки Siemens). У головных же вагонов сцепка традиционная для СССР/России - СА-3:





ЭС1 "Ласточка" на вокзале города Выборга:





"Ласточка" по соседству с ещё одним импортным скоростным электропоездом - Sm6"Allegro":



И ещё такая мысль. В данный момент как я понимаю завод в Верхней Пышме будет загружен заказами именно на производство ЭС2Г постоянного тока, которые будут например курсировать на недавно запущенной и сейчас проходящей обкатку-наладку Московской Кольцево Железной Дороге (МКЖД), да и вообще Московские и Октябрьские железные дорогие используют именно питание постоянным током, а данные электропоезда будут требоваться именно туда.
Но вот учитывая преспективные планы РЖД по развитию скоростных железных дорог (скорость движения 120-160 км/ч) - именно этому был посвящен один из залов передвижного выставочного-лекционного комплекса РЖД - есть планы запуска скоростной линии Уфа-Волгоград (через Самару и Саратов) - а это значит использование как сетей постоянного тока, так и переменного. И вот тут-то "Ласточки" ЭС1 придутся очень кстати, возможно ещё увидим их производство в России.

Tags: споттинг
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Передвижной выставочно-лекционный комплекс РЖД

    Тут к нам в область заглянул выставочно-лекционный комплекс РЖД: специальный состав, где пассажирские вагоны переоборудованы под экспозиционные…

  • Трейнспоттинг: Локомотив ЭП1М

    Вообще говоря локомотивы ЭП1 и ЭП1М - одно семейство электровозов: ЭП1 просто более ранняя модель (вылившаяся из ВЛ65), ЭП1М более поздняя…

  • Трейнспоттинг: Локомотив ЭП2К

    Старые добрые и хорошо зарекомендовавшие себя электровозы ЧС2К и ЧС2Т чешского производства для линий железнодорожных постоянного, конечно со…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments