Олег Елкис (yelkz) wrote,
Олег Елкис
yelkz

Category:

Трейнспоттинг: Локомотив ЧМЭ3



На мой взгляд тепловоз ЧМЭ3 является самым культовым маневровым тепловозом. Мало того, что он один из самых массовых (всего выпущено почти семь с половиной тысяч единиц), так ещё и эксплуатируется весьма успешно с середины 60-х годов по сей день (то есть уже полвека). Более того, раньше мне вообще казалось, что это единственный из существующих на наших дорогах маневровый локомотив (они все достаточно похожи и я всех считал за ЧМЭ3).



Для начала надо конечно немного пояснить. Есть отдельный класс локомотивов - маневровые локомотивы. Предназначены они для маневровых работ на станциях и подъездных путях: перемещение вагонов по станции, формирование/расформирование составов на сортировках - одним словом частое перемещение (зачастую постоянная смена направления). Соответственно требования к ним несколько иные, нежели к магистральным локомотивам. Так например они должны увереннее трогаться с места с большой нагрузкой и плавно тормозить, а вот длительный режим им уже не столь критичен).



Большинство маневровых локомотивов - тепловозы (работают на дизельном топливе - сейчас появились новые модели, работающие на СПГ - но это пожалуй пока опытные образцы). Основная причина этого - как правило область их применения в том числе и на второстепенных и подъездных путях, которые не имеют электрификации (трудноосуществимо или невыгодно). Есть конечно и гибридные модели (с токоприемниками, с аккамуляторами и т.п.) - но это скорее исключение, основная часть - тепловозы:



Ещё одно важное требование к маневровым локомотивам - управление должно осуществляться из одной кабины, откуда должен быть обзор как вперёд, так и назад, так как при маневрировании часто меняется направление движения, поэтому переход из одной кабины в другую значительно ухудшил бы производительность труда:



Итак, ЧМЭ3. Как и большинство обозначений-названий это имеет расшифроку:
Чехословацкий Маневровый тепловоз с Электрической, тип 3 (осевая формула - 30—30).
В советское время Чехословакия вообще очень много локомотивов поставляла в СССР, данный случай не исключение. Недостаточная мощность и сцепной вес ЧМЭ2 (предшествующая модель - к слову тоже достаточно массовая - построенно 522 единицы) для маневровой работы с грузовыми поездами привели к необходимости проектирования и постройки на заводах «ЧКД-Прага» (Českomoravská Kolben-Daněk - одна из крупнейших чешских машинстроительных компаний - к слову сказать на на её же заводах строятся знаменитые чешские трамвайчики) более мощных тепловозов. Было принято решение о постройке для железных дорог Советского Союза шестиосных маневровых тепловозов с электрической передачей. В конце 1963 года было построено три опытных локомотива, получивших обозначение ЧМЭ3 - основным отличием кроме небольших изменений в дизайне стал в полтора раза более мощный дизильный двигатель.



После успешных испытаний, локомотивы с 1965-го года пошли в серийное производство. Производство локомотивов продолжалось до 1991-го года (до 1987-го года обычные ЧМЭ3 - дальше начались модификации), всего с учётом модификаций было построено 7459 локомотивов.
Также помимо стран СССР, эти же локомотивы выпускали под евроколею (габариты позволяют спокойно делать их под разные стандарты колеи не внося серьезных изменений в дизайн корпуса), правда имели другую маркировку, наименование и нумерацию (серия T669). В таком виде они поставлялись в страны Европы (Чехия, Словакия, Албания, Польша) и на Ближний Восток (Ирак, Сирия):



Несмотря на то, что модель достаточно старая - на сегодняшний день локомотивы серии ЧМЭ3 продолжают успешно эксплуатироваться на всей территории России и (экс-СССР). Кроме основных функций (маневровые и вывозные работы) тепловозы ЧМЭ3 зачастую используются и как локомотивы пригородных поездов на коротких малодеятельных участках (есть конечно планы по замены их на рельсовые автобусы - но пока очень часто можно заметить их в таком виде). К слову сказать, несмотря на то, что скорость длительного режима у локомотива небольшая - около 12 км/ч, конструкционная скорость позволяет разгоняться аж 95 км/ч (поэтому очень часто можно видеть, как они достаточно шустро перемещаются между станциями):



ЧМЭ3 на вокзале Адлер - подгоняет к платформе вагоны, формируя поезд дальнего следования:



ЧМЭ3 в Тольятти в современной раскраске РЖД, формирует грузовой состав:



ЧМЭ3 традиционной зеленой расцветке (я ещё по детству их помню именно такими тёмно зелеными и как мне кажется большая часть их сохранилась именно в таком виде) на перегоне Саратов-1 - Трофимовский-1:





ЧМЭ3 около станции Мичуринск-Уральский:



ЧМЭ3 в современной РЖД-расцветке около станции Жигулёвское Море (Тольятти):





ЧМЭ3Э - одна из модификация, выпускающихся с 1987-го года, в отличие от стандартной модели - установленно электронное оборудование, обеспечивающее реализацию максимальной мощности дизеля на низкой частоте вращения вала. Внешне ничем не отличается, всего 220 штук построили:



ЧМЭ3Т - по сути дела та же ЧМЭ3Э, только ещё имеется реостатный тормоз. Внешне имеет небольшие отличие в зависимости от серии (связанные с установкой тормоза), но по сути тот же ЧМЭ3 (выпущено около 1200 единиц):



Локомотивы ЧМЭ3 могут работать по СМЕ (система многих единиц - когда к одному локомотиву цепляют ещё один или несколько и происходит единое управление) - два ЧМЭ3 работающих в сцепке были обнаружены на станции Сенная (вообще я думаю такой вариант работы характерен для всяких сортировочных станций):







К слову сказать, ЧМЭ3 - хотя и очень массовая - но далеко не единственная модель маневровых локомотивов, применявшихся в СССР, и применяющихся сейчас в России. Ни менее массовым является например ТЭМ2 (на переднем плане), о котором в следующий раз:



Tags: споттинг
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Трейнспоттинг: Локомотив ТЭП70

    Не электровозами едиными - в России достаточно много железнодорожных линий, которые вообще никак не электрифицированы, а пассажирское движение…

  • Трейнспоттинг: Локомотив ЧС2К

    Помимо ЧС2Т на российских железных дорогах можно встретить ещё один очень распространенный образец чехословацкого локомотивостроения - ЧС2К.…

  • Трейнспоттинг: Локомотив ЧС2Т

    Если уж рассказывать в рамках наблюдения за поездами рассказывать о разных локомотивах, то начинать я думаю лучше всего с электровоза ЧС2Т -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments