?

Log in

No account? Create an account

Yelkz

... уютный фотобложек для фотовсячины

Previous Entry Поделиться Next Entry
Трейнспоттинг: Локомотив ЧМЭ3
Паранормальная шляпа
yelkz


На мой взгляд тепловоз ЧМЭ3 является самым культовым маневровым тепловозом. Мало того, что он один из самых массовых (всего выпущено почти семь с половиной тысяч единиц), так ещё и эксплуатируется весьма успешно с середины 60-х годов по сей день (то есть уже полвека). Более того, раньше мне вообще казалось, что это единственный из существующих на наших дорогах маневровый локомотив (они все достаточно похожи и я всех считал за ЧМЭ3).



Для начала надо конечно немного пояснить. Есть отдельный класс локомотивов - маневровые локомотивы. Предназначены они для маневровых работ на станциях и подъездных путях: перемещение вагонов по станции, формирование/расформирование составов на сортировках - одним словом частое перемещение (зачастую постоянная смена направления). Соответственно требования к ним несколько иные, нежели к магистральным локомотивам. Так например они должны увереннее трогаться с места с большой нагрузкой и плавно тормозить, а вот длительный режим им уже не столь критичен).



Большинство маневровых локомотивов - тепловозы (работают на дизельном топливе - сейчас появились новые модели, работающие на СПГ - но это пожалуй пока опытные образцы). Основная причина этого - как правило область их применения в том числе и на второстепенных и подъездных путях, которые не имеют электрификации (трудноосуществимо или невыгодно). Есть конечно и гибридные модели (с токоприемниками, с аккамуляторами и т.п.) - но это скорее исключение, основная часть - тепловозы:



Ещё одно важное требование к маневровым локомотивам - управление должно осуществляться из одной кабины, откуда должен быть обзор как вперёд, так и назад, так как при маневрировании часто меняется направление движения, поэтому переход из одной кабины в другую значительно ухудшил бы производительность труда:



Итак, ЧМЭ3. Как и большинство обозначений-названий это имеет расшифроку:
Чехословацкий Маневровый тепловоз с Электрической, тип 3 (осевая формула - 30—30).
В советское время Чехословакия вообще очень много локомотивов поставляла в СССР, данный случай не исключение. Недостаточная мощность и сцепной вес ЧМЭ2 (предшествующая модель - к слову тоже достаточно массовая - построенно 522 единицы) для маневровой работы с грузовыми поездами привели к необходимости проектирования и постройки на заводах «ЧКД-Прага» (Českomoravská Kolben-Daněk - одна из крупнейших чешских машинстроительных компаний - к слову сказать на на её же заводах строятся знаменитые чешские трамвайчики) более мощных тепловозов. Было принято решение о постройке для железных дорог Советского Союза шестиосных маневровых тепловозов с электрической передачей. В конце 1963 года было построено три опытных локомотива, получивших обозначение ЧМЭ3 - основным отличием кроме небольших изменений в дизайне стал в полтора раза более мощный дизильный двигатель.



После успешных испытаний, локомотивы с 1965-го года пошли в серийное производство. Производство локомотивов продолжалось до 1991-го года (до 1987-го года обычные ЧМЭ3 - дальше начались модификации), всего с учётом модификаций было построено 7459 локомотивов.
Также помимо стран СССР, эти же локомотивы выпускали под евроколею (габариты позволяют спокойно делать их под разные стандарты колеи не внося серьезных изменений в дизайн корпуса), правда имели другую маркировку, наименование и нумерацию (серия T669). В таком виде они поставлялись в страны Европы (Чехия, Словакия, Албания, Польша) и на Ближний Восток (Ирак, Сирия):



Несмотря на то, что модель достаточно старая - на сегодняшний день локомотивы серии ЧМЭ3 продолжают успешно эксплуатироваться на всей территории России и (экс-СССР). Кроме основных функций (маневровые и вывозные работы) тепловозы ЧМЭ3 зачастую используются и как локомотивы пригородных поездов на коротких малодеятельных участках (есть конечно планы по замены их на рельсовые автобусы - но пока очень часто можно заметить их в таком виде). К слову сказать, несмотря на то, что скорость длительного режима у локомотива небольшая - около 12 км/ч, конструкционная скорость позволяет разгоняться аж 95 км/ч (поэтому очень часто можно видеть, как они достаточно шустро перемещаются между станциями):



ЧМЭ3 на вокзале Адлер - подгоняет к платформе вагоны, формируя поезд дальнего следования:



ЧМЭ3 в Тольятти в современной раскраске РЖД, формирует грузовой состав:



ЧМЭ3 традиционной зеленой расцветке (я ещё по детству их помню именно такими тёмно зелеными и как мне кажется большая часть их сохранилась именно в таком виде) на перегоне Саратов-1 - Трофимовский-1:





ЧМЭ3 около станции Мичуринск-Уральский:



ЧМЭ3 в современной РЖД-расцветке около станции Жигулёвское Море (Тольятти):





ЧМЭ3Э - одна из модификация, выпускающихся с 1987-го года, в отличие от стандартной модели - установленно электронное оборудование, обеспечивающее реализацию максимальной мощности дизеля на низкой частоте вращения вала. Внешне ничем не отличается, всего 220 штук построили:



ЧМЭ3Т - по сути дела та же ЧМЭ3Э, только ещё имеется реостатный тормоз. Внешне имеет небольшие отличие в зависимости от серии (связанные с установкой тормоза), но по сути тот же ЧМЭ3 (выпущено около 1200 единиц):



Локомотивы ЧМЭ3 могут работать по СМЕ (система многих единиц - когда к одному локомотиву цепляют ещё один или несколько и происходит единое управление) - два ЧМЭ3 работающих в сцепке были обнаружены на станции Сенная (вообще я думаю такой вариант работы характерен для всяких сортировочных станций):







К слову сказать, ЧМЭ3 - хотя и очень массовая - но далеко не единственная модель маневровых локомотивов, применявшихся в СССР, и применяющихся сейчас в России. Ни менее массовым является например ТЭМ2 (на переднем плане), о котором в следующий раз:



Метки:

Избранные записи из этого журнала

  • Трейнспоттинг: Локомотив ТЭП70

    Не электровозами едиными - в России достаточно много железнодорожных линий, которые вообще никак не электрифицированы, а пассажирское движение…

  • Трейнспоттинг: Локомотив ЧС2Т

    Если уж рассказывать в рамках наблюдения за поездами рассказывать о разных локомотивах, то начинать я думаю лучше всего с электровоза ЧС2Т -…

  • Трейнспоттинг: Локомотив ЧС2К

    Помимо ЧС2Т на российских железных дорогах можно встретить ещё один очень распространенный образец чехословацкого локомотивостроения - ЧС2К.…


  • 1
в ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО, СПС.

Тогда уж и ТМЭ стоит упомянуть, как переделку ЧМЭ3

Это да!
Но у меня к сожалению фотоаметриала недостаточно, чтоб все модификации охватывать - я по-возможности пока стараюсь писать про те локомотивы, что попадают в прицел моего аппарата!
ТМЭ насколько я знаю в Белоруссии производились - туда я пока никак не доберусь (((

У меня иногда один наведывается из Смолевич.

Ээээх! =)))
Столько ещё поездов всяких есть на территории России и экс-СССР, которые хочется увидеть =)))
А некоторые ведь такие редкие - даже и не сразу понятно, где искать =)

  • 1