Олег Елкис (yelkz) wrote,
Олег Елкис
yelkz

Categories:

Трейнспоттинг: Локомотив ТЭМ2



Рассказывая про самый легендарный маневровый локомотив СССР и России я как-то уже подробно коснулся темы зачем этот класс поездов вообще нужен и кто там самый характерный представитель. А между тем вместе с чешской серией параллельно выпускал в столь же массовых объемах отечественный представитель - дизельный маневровый локомотив ТЭМ2

В то время как легендарные чехословацкие ЧМЭ3 делались в Праге, ни менее легендарное семейство ТЭМ делалось на Брянском машиностроительном заводе. В основном там специализация была на дизелях и маневровых локомотивах, но вот сейчас например и дизельные магистральные локомотивы производят 2ТЭ25А и 2ТЭ25К.
Итак, ТЭМ2 - означает тепловоз маневровый, с электрической передачей, типа 2 (осевая формула - 30—30). По логике его надо было всё-таки назвать ТМЭ2 - но видимо решили, что так проще произносить, возможно чтоб избежать путаницы с ЧМЭ2 (который производился с 1957-го года - первый ТЭМ1 - 1958-го года постройки).
Так или иначе первым локомотивом в семействе стал ТЭМ1 - наштамповать их успели без малого 2000 единцы. Производился с 1958-го по 1968-й, и в общем к 1968 с учётом всех выявленных недостатков началось производство его усиленной версии - ТЭМ2; разработка и первые образцы были построены ещё с 1960-го года, но фактически массовое серийное производство началось только во второй половине 60-х годов. В дальнейшем выпуск этих же локомотивов был налажен на Луганском тепловозостроительном заводе. Фактически производство этих локомотивов длилось 40 лет (с 1960-го года - первые образцы и до 2000-го - последние модификации) и было выпущено 6225 единицы:



ТЭМ2 вместе с ЧМЭ3 являются самыми массовыми и самыми популярными маневровыми тепловозами СССР и России - шутка ли - служить верой и правдой уже больше 50 лет. При этом не знаю как у других - я до недавнего времени даже не задумывался, что есть какие-то другие маневровые, кроме чешской серии. И в общем я так понимаю есть на то причины - всё-таки основной контакт простых людей и маневровых локомотивов происходит где-нибудь на Ж/Д вокзалах и пассажирских перегонах (где маневровые тепловозы таскают пассажирские вагоны). А там насколько я могу судить предпочтение отдается именно ЧМЭ3 (слышал отзывы, что они мол более надёжные и неубиваемые). Так или иначе, но насколько я могу судить ТЭМ2 применяется больше на переферии, как промышленный и вывозной локомотив. Ну и опять же - их очень легко спутать - на вид они очень похожи (самое характерное отличие - закругленная кабина)
На переднем плане справа ТЭМ2, сзади в современной раскраске РЖД ЧМЭ3 для сравнения:



Тем ни менее когда я разницу осознал, локомотивы серии ТЭМ стали не часто, но попадаться на глаза - скажем вот один из образцов, замеченный в районе станции Жигулёвское море - бодренько рассекал там, что-то с места на место двигал - занимался короче своей привычной деятельностью:











А это ТЭМ2УМ - одна из поздних подификаций ТЭМ2, с более мощным дизельным движком (1400 вместо 1200 л.с.). Производились с 1988 по 2000 (то есть до полного закрытие серии), всего было выпущено 1084 тепловоза. Основное назначение было всё-таки - промышленные предприятия. Данный образец был замечен в районе станции Трофимовский-2 в Саратове и вполне возможно приписан к заводу Техстекло (а может и станционный какой):



И ещё несколько кадров с ТЭМ2М - на Волжском Терминале:

0011.jpg

0012.jpg

0013.jpg

0014.jpg

0015.jpg

Tags: споттинг
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Трейнспоттинг: Локомотив ЧМЭ3

    На мой взгляд тепловоз ЧМЭ3 является самым культовым маневровым тепловозом. Мало того, что он один из самых массовых (всего выпущено почти семь с…

  • Трейнспоттинг: Немного классификации

    Вообще тема трейнспоттинга подразумевает наблюдение за любыми поездами, однако лично мне в первую очередь интересны всё-таки локомотивы. Ну…

  • Трейнспоттинг: Локомотив ВЛ80

    Я ещё когда совсем маленький был - полюбил наблюдать за паравозиками (и постоянно просил меня сводить посмотреть на них). Даже смутно с тех времен…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments