Yelkz

... уютный фотобложек для фотовсячины

Previous Entry Поделиться Next Entry
Трейнспоттинг: Электропоезд ЭР9
Паранормальная шляпа
yelkz


Самое интересное в массовых электропоездах как советского периода, да и более поздних российских - они все что называется "на одно лицо". Вернее так - внешне основное отличие было как раз в формах кабины и раскраске, в остальном они все были достаточно похоже. А между тем только на территории бывшей СССР большое разнообразие всевозможных электричек, в котором я как-то потихоньку и пытаюсь разбираться.
Ну а начать хочется пожалуй с самой привычной и хорошо знакомой мне серии электропоездов - ЭР9.



Вообще надо сказать, что Рижский вагоностроительный завод (RVR) в советское время был одним из флагманов производства электропоездов (как правило разработка шла на РВЗ, а дальнейший выпуск мог проходить на других предприятиях или как-то разделять обязанности). Именно там в конце 50-х годов начался выпуск электропоездов нового поколения, основное требование к которым было - большая конструкционная и эксплуатационная скорости, а также большая вместительность (ну то есть длина подвижного состава). Именно с этого времени берёт своё начало маркировка ЭР (электропоезд рижский). Первые модели были для сетей постоянного тока, однако почти одновременно начали разрабатываться модели и для сетей переменного тока. С 1957-го опытные образцы, а с 1961-го года - массовые, изначально была серия ЭР7. Впрочем уже в 1962-м году как продолжение этой не столь массовой серии начали выпускаться поезда серии ЭР9 (Электропоезд Рижский, 9-й тип) - также для сетей переменного тока, оптимизированные для дорог СССР:



Поскольку электропоезд, как и любые МВПС (моторвагонных подвижных составов), является одним целым, несмотря на многовагонную структуру, то надо разделять разные типы вагонов. Все подобные электропоезда СССР/России имеют в своём составе три типа вагонов:
- Пг (прицепной головной) - осевая формула (2—2)
- Мп (моторный промежуточный) - осевая формула (20—20)
- Пп (прицепной промежуточный) - осевая формула (2—2)
Для всех советских электропоездов характерна одна и та же система компоновки, то есть вагоны Пп были идентичны как для поездов переменного, так и для поездов постоянного тока (отсюда собственно такое их массовое сходство - всё делалось практически идентично).
Основная композиция электропоезда — 2Пг+5Мп+3Пп (10 вагонов), может также использоваться другая компоновка: 2Пг+6Мп+4Пп (12 вагонов), 2Пг+4Мп+2Пп (8 вагонов), 2Пг+3Мп+Пп (6 вагонов), 2Пг+2Мп (4 вагона) - общая формула формирования состава (Пг+Мп)+0..4×(Мп+Пп)+(Мп+Пг). В Саратове например в основном встречаются поезда 6-вагонной компоновки; иногда летом 8-вагонной, зимой наоборот могут сокращать составы до 4-х вагонов:



У советских и российских электропоездов (ЭР9 не исключение) - имеется следующая система нумерации -"название серии(с учётом модификации)"-XX/XXX. Скажем в данном случае получается ЭР9Т-685 (ранние модели имели двухзначное обозачение). Соответственно для обозначения вагонов состава добавляются ещё две цифры - то есть будут вагоны обозначаться: ЭР9Т-68501, ЭР9Т-68502 и т.п.



Пп-вагоны в общем у всей серии ЭР (как для сетей переменного, так и для постоянного тока) идентичны. Мп-вагоны отличаются компоновкой некоторых элементов, что характерно - везде на них установлены двигатели постоянного тока (4 на вагон), просто для серии ЭР9 ещё устанавливаются преобразовали из переменного в постоянный ток. Также на Мп-вагонах установлены токоприёмники-пантографы. Пг-вагоны в первую очередь чисто внешне могут различаться типом кабины - ранние модели имели круглую кабину, более поздние квадратную (именно такую как на большинстве снимков):



Серия поездов ЭР9 выпускалась на протяжении сорока лет (с 1962-го по 2002-й) - преимущественного на Рижском вагоностроительном заводе (характерный логотип RVR спереди), впрочем часть поездов выпускалась в Киеве (Киевский электровагоноремонтный завод) и в Твери (Тверской вагоностроительный завод). Всего за это время с учётом всевозможных модификация было построено 648 поездов.
В окрестностях Саратова большая часть поездов - это ЭР9Т (нумерация с 667 по 747 - всего построен 81 поезд) - одна из поздних модификаций - выпуск этой серии шел с 1988-го по 1996-й. Помимо модернизации различных элементов, эту серию легко отличить от остальных поездов ЭР9 установленными на крыше Мп-вагонов тормозных реостатов:



Я очень смутно помню из детства предшествующие модели ЭР9, бороздящие просторы Саратова и окрестностей (помню, что они были характерного зелёного цвета), однако хорошо помню как начали появляться электропоезда синего цвета (где-то в конце 80-х/начале 90-х) с новой характерной квадратной кабиной. Именно в такой расцветке большинство поездов ЭР9 и дожили до наших дней:





Однако последнее время некоторые поезда после ремонта-обновления начали перекрашивать с современные РЖД-цвета (красный с серым). Таких поездов (именно если брать по ЭР9) пока поменьше, но уже есть:











Электропоезда могут при необходимости работать по системе многих единиц СМЕ - по крайней мере пару раз был свидетелем такого движения поездов (два шестивагонных состава объединили в один):



Наконец где-то (в других регионах - у нас не замечал) есть возможность встретить старые модификации ЭР9, прошедшие капитально-восстановительный ремонт. Как правило в ходовой части и электрооборудовании таких поездов ничего не меняется - изменения больше касаются отделки салонов, соответственно кабина головной части остается старой формы.
Вот например ЭР9П - наиболее массовая модификация, выпускавшаяся с 1964-го года. Для поездов прошедших КВР в название перед номером добавляют индекс "К". И опять же - отремонтированных моделей не классический зелёный цвет, а новый ржд-шный:



ЭР9ПК на станции Мичуринск-Уральский в традиционной советской зелёной раскраске (рядом современный ЭД9М):







ЭР9Т на станции Ртищево-1 в современной корпоративной раскраске РЖД:







Метки:

Избранные записи из этого журнала

  • Трейнспоттинг: Электропоезд ЭС1 "Ласточка"

    Наряду с наблюдением локомотивов, ни менее интересной трейнспоттинговой темой являются электропоезда (и вообще мотовогонный подвижной состав - не…

  • Трейнспоттинг: Мотриса РА2

    Ещё один дизельный представитель железнодорожных МВПС (моторвагонных подвижных составов) - мотриса РА2. Является развитием серии РА1, и в…

  • Трейнспоттинг: Мотриса РА1

    Упоминая МВПС (моторвагонные подвижные составы) ЖД, первым делом на ум приходят конечно же электрички, однако прежде хочется рассказать о таком…


  • 1
усе пропал человек, зависимость) поезда фотографировать опасно это как наркотик))

Так а я как-то и не против - пропал и пропал! =)))
в Самару вот как-нибудь собираюсь тоже сгонять поезда поснимать ;-)

за поездами надо в полях в полях гоняться. приезжай конечно, только вот я не знаю мест) на Ж/д не чего ловить, вида на заднем плане нет.

Ну может в окрестностях где-то - трудно сказать на самом деле, пока не планировал даж =)

У меня чё-то пока диванные споттинги )))

А я чё-то за лето поднабрал - теперь вот выкладываю потихоньку, делюсь
(плюс планирую ещё поехать - поснимать)

(Анонимно)
А ЭР9п где снимал? У нас ведь их нет.

Если память не изменяет - это на станции Лихая поймал. Короче Северо-Кавказские дороги.
В Саратове (да и вообще на Приволжских дорогах) насколько я знаю не осталось - у нас уже давно более новенькие ЭР9Т (а старые все куда-то в утиль списали)

сколько там подробностей, оказывается )

Так в этом-то и весь интерес - разбираться в этих подробностях потихоньку!

Извиняюсь, конечно, но утверждение про полную идентичность прицепных вагонов ЭР2 и ЭР9, а также отличие моторных вагонов только в наличии "преобразователя" весьма далеко от истины. Разница компоновки ЭР-2 и ЭР-9 весьма существенна. 1. В ЭР-9 есть тяговый трансформатор, в ЭР-2 его нет совсем. 2. В ЭР-9 регулировка напряжения на тяговых электродвигателях осуществляется переключением отводов вторичной обмотки главного трансформатора, через выпрямители питающие двигатели. В ЭР-2 регулировка напряжения осуществляется путем введения или выведения реостатов из цепи питания двигателей а также изменением схемы их подключения. 3. В ЭР-9 цепи собственных нужд питаются от отвода 220 В 50 Гц главного трансформатора, который напрямую питает цепи освещения, а через понижающий трансформатор (220\50 В) и выпрямитель питает цепи управления и зарядки аккумуляторов. Также 220 В 50 Гц подается на фазорасщепитель, установленный на моторном вагоне и выдающий 380 В трехфазного тока для питания мотор-компрессора на прицепном вагоне. В ЭР-2 на прицепном (!) вагоне есть тот самый преобразователь ДК-604В, по сути--мотор-генератор, выдающий 1500 В постоянного тока для мотор-компрессора и 220 В 50 Гц напрямую--для цепей освещения и через трансформатор и выпрямитель--50 В постоянного тока для цепей управления. Ну и нюансы, типа того, что на ЭР-9 на крыше установлен главный выключатель, а на ЭР-2--быстродействующий выключатель в подвагонном ящике. Так разница конструкции электрооборудования более чем существенная.

Ну понятное дело, что по электрооборудованию составы переменного и постоянного тока отличаться будут весьма существенно! Я немного другую мысль имел в виду: несмотря на то, что по сути дела это вообще разные поезда, их старались делать максимально унифицированными...
А так-то особо не вникая в суть между разными модификациями ЭР9 различий ничуть ни меньше!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account