?

Log in

No account? Create an account

Yelkz

... уютный фотобложек для фотовсячины

Previous Entry Поделиться Next Entry
Локомотивное депо Саратов (ТЧ-11 ПривЖД)
Паранормальная шляпа
yelkz


Не так давно локомотивное депо Саратов отпраздновало своё 145-летие (о чём я рассказывал в рамках посещения музея депо). Ну а помимо собственно истории депо интересно также взглянуть - а как там обстоят дела сейчас: как выглядит, что происходит и т.п. Ведь коль скоро пишу про поезда, про места их обслуживание-эксплуатации будет нелишним рассказать. Заодно разобраться - какие депо вообще бывают, чем отличаются и т.д.



Но начать надо всё-таки с классификации. Есть локомотивное хозяйство — отрасль железнодорожного транспорта, призванная обеспечивать эксплуатацию, содержание и ремонт локомотивов. Основной производственной единицей этого хозяйства является локомотивное депо, которое сооружается на определенных участковых, сортировочных и пассажирских станциях.
Различают основные и оборотные депо.
Депо, имеющие приписной парк локомотивов для обслуживания грузовых или пассажирских поездов, локомотивные здания и другие технические средства для производства текущего ремонта, технического обслуживания и экипировки, называются основными и обычно располагаются на участковых или сортировочных станциях. Оборотные депо располагаются на границах зон обращения локомотивов, где происходит смена локомотивных бригад, а также обслуживание и экипировка локомотива:



Также депо различают по роду тяги - тепловозные, электровозные, моторвагонные, дизельные и смешанные. Ещё одна из характеристик - пассажирские или грузовые локомотивные депо. Первые обычно располагаются ближе к железнодорожным вокзалам, вторые ближе к сортировочным станциям:



Таким образом если исходить из данной классификации - Локомотивное депо Саратов является основным, пассажирским, смешанным (здесь базируются электровозы и тепловозы). Депо занимается ремонтом и эксплуатацией тягового подвижного состава (ТПС - принятое обозначение механических средств (локомотивов), предназначенных для перемещения по сети железных дорог несамоходных транспортных средств, как-то грузовых и пассажирских вагонов, специальных машин). В противовес ТПС есть МВПС (моторвагонный подвижной состав - электропоезда например) - которые обслуживаются в других депо.
Большую роль в содержании локомотивов в исправном состоянии играет система технического обслуживания и текущего ремонта, для этого существуют пункты технического обслуживания локомотивов (ПТО). Здесь проводится осмотр ходовых частей локомотива, тормозного оборудования, электрооборудования, приборов автоматики. Текущий ремонт выполняют в специализированных цехах, где производятся проверка, ремонт и замена отдельных деталей, узлов, аппаратов, их регулировка и испытание, а также частичная модернизация (для капитального ремонта ТПС обычно перегоняют на заводы - цеха ПТО для этого уже не предназначены):



Локомотивные депо обычно находятся рядом с железной дорогой. Если проезжая те или иные населенные пункты видны стоящие рядами локомотивы - это наверняка локомотивное депо. Локомотивное депо Саратов не исключение - расположено оно на станции Саратов-2; путепровод идущий от улицы Астраханской (район магазина "Магистраль" до улицы Беговой) как раз проходит на локомотивным депо, поэтому все кто хоть раз ходили там или проезжали мимо (на электричке или на поезде) - депо видели:







Хотя исторически депо очень старое (построено в 1871-м году), практически все здания здесь современные - постройки уже советских времен (так как депо постоянно перестраивалось и расширялось). Старейшим зданием здесь является кирпичная водонапорная башня - ровесница оригинального депо:





Главное административное здание депо (там же расположена проходная и там же - музей депо) - выходит на платформу Локомотивное депо. Я постоянно когда ездил на электричке удивлялся - все ветки шли с одной стороны и остановка там называлась "Саратов-2", одна же из веток огибала депо с другой стороны и остановка там называлась "Локомотивное депо" (обычно по ней электрички шли со стороны Саратов-3 в сторону Саратов-1). По сути дела в главных вход и административное здание упирается улица Беговая, оттуда же рядом начинается путепровод, идущий над депо:



Не музеем единым - на территории также пару несколько памятников (кстати сама водонапорная башня - живой памятник):





И также паровоз-памятник Э-2432, отремонтированный в депо Саратов на первом коммунистическом субботнике, является памятником истории и культуры Российской Федерации:



Основное здание (точнее комплекс зданий) - цех технического обслуживания и экипировки локомотивов. Все локомотивы, попадающие в депо проходят через этот цех (причем обслуживание проходят здесь как поезда приписанные к депо, так и с других железных дорог):









Все локомотивы, приписанные к дороге или к другой операторской компании и состоящие на их балансе, составляют так называемый инвентарный парк, который подразделяется на эксплуатируемый и неэксплуатируемый. Эксплуатируемый парк состоит из локомотивов, находящихся в работе, экипировке, процессе технического обслуживания, приемки и сдачи, а также в ожидании работы. Неэксплуатируемый парк составляют локомотивы, находящиеся в ремонте и резерве, в процессе пересылки, в холодном состоянии. В данный момент эксплуатируются:
- пассажирские электровозы ЭП1
- пассажирские тепловозы ТЭП70 (как обычные, так и модификации БС)
Также имеются маневровые ЧМЭ3, ТГМ23 и грузовые ТЭ116, мотрисы АЧ2.
Из локомотивов других депо здесь например можно часто видеть пассажирские ЭП1М Кавказских ЖД, которые доезжают до Саратова (к депо Саратов такие не приписаны)



















Цех обслуживания сквозной - с одной стороны подгоняют/отстаиваются локомотивы прибывшие на станцию - с другой выходят уже готовые к дальнейшей эксплуатации:



Пару слов про т.н. "плечи обслуживания". Депо обслуживает пассажирские тепловозы и электровозы. Тепловозы (ТЭП70 и ТЭП70БС) движутся по маршрутам: Саратов-Пугачевск и Саратов-Озинки (оба через Ершов), Саратов - Верхний Баскунчак и Саратов - Александров Гай (через Красный Кут). Отдельные поезда с локомотивными бригадами Верхнего Баскунчака доходят до Астрахани и даже Махачкалы.
Электровозы ЭП1 движутся по маршруту Саратов-Сенная-Сызрань, Саратов-Ртищево и на южное направление (до станций Горячий Ключ, Крымская, Минеральные Воды и Новороссийск Северо-Кавказской ЖД):



Вспомогательные сооружения депо - здесь склады ГСМ, отчистные, котельная, базы топлива.
Где-то по территории локомотивы передвигаются своим ходом, где-то активно для их буксировки используются маневровые тепловозы:













Мы же движемся ко ещё одному ни менее важному зданию - веерному депо, где располагаются цеха технического обслуживания и текущего ремонта ТПС:



Хотя основное здание веерного депо было построено ещё в конце 19-го века, оно в примерно в тех же габаритах продолжает существовать и по сей день (само собой сейчас тут уже всё современно и модернизированное - однако именно в таком полукруглом виде с 18 боксами и с поворотным кругом здание и строилось изначально). Слева ещё один цех технического обслуживания, а справа за поворотным кругом начинаются ремонтные боксы:



Сюда попадают локомотивы, которым необходим текущий ремонт (для капитального ремонта машины обычно отгоняют на специальные заводы - цеха депо для этого не предназначены). В зависимости от потребностей в ремонте локомотивы загоняют в тот или иной цех:





Поворотный круг. Несмотря на внушительные размеры и способность с лёгкостью разворачивать многотонные машины, управляется достаточно легко одним оператором (возможно с пульта на одном конце или из кабины на другом):







Внутренние помещения цеха ремонта - разделенны на 6 боксов по три пути в каждом:



Какие-то могут быть пустыми, какие-то наоборот заполнены локомотивами:





















Ну и пожалуй главный интересующий меня вопрос - об обновлении ТПС депо, всегда же интересно взглянуть на новые локомотивы, к тому же депо Саратов было одним из первых кто полностью перешел на эксплуатацию новых электровозов ЭП1 (взамен устаревшим ЧС4 и ЧС4Т).
По словам работников - все эксплуатирующиеся сейчас локомотивы (ЭП1, ТЭП70 и ТЭП70БС) служат исправно и отвечают всем современным стандартам - в их обновлении на что-то более современное пока необходимости нет (даже более старые ТЭП70 по-прежнем активно используются - хотя раньше мне казалось, что их массово выводят из эксплуатации).
Что же касается двухсистемных локомотивов нового поколения ЭП20, то их введение пока нецелесообразно. Смысл в их появление появится только после электрификации участка Ртищево-Тамбов-Кочетовка (Юго-Восточной ЖД), вследствии чего поезда без смены локомотива смогут двигаться из Саратова до Москвы и Санкт-Петербурга...


Избранные записи из этого журнала


  • 1
Шикарный пост! Никогда не был фанатом поездов, всё больше по самолетикам, но вот это всё очень понравилось! Особенно поворотный круг. Видел такой маленький в Half-Life :-) Спасибо!

Всегда пожалуйста! =)))
А поворотный круг - это вообще супер-агрегра: с такой лёгкостью вращает 135-тонные махины, вблизи особенно впечатляет

в детстве любил его разглядывать с того пешеходного мостика, часто там гулял. а ты ещё и внутрь пробрался, круто!

Ну с моста само собой разглядывал тоже много!
Решил что моя тяга к поездам требует удовлетворения и решил внутрь заглянуть тоже (на самом деле бывал там пару раз маленьким - но тогда фотоаппарата с собой само собой не было)

Красота! Спасибо! Шикарный репортаж!

Круто! Поворотное депо вообще огонь!

ну ты дотошный! Круто, Олег!

Хех, ну да! =)))
Раз уж начал тему эту раскручивать - не могу остановиться

Грех не писать, если ты в этом разбираешься и тебе это интересно. Но по мне оооооочень много фоточек...

Некоторые посты по другому не получается: большой материал и не хочется дробить! (((

  • 1