?

Log in

No account? Create an account

Yelkz

... уютный фотобложек для фотовсячины

Previous Entry Поделиться Next Entry
Точки и линии
Паранормальная шляпа
yelkz
points-and-lines.jpg


В детстве я очень сильно увлекался детективами. Ну и помимо признанной классики, вроде Конана Дойла, Агаты Кристи, Честертона и т.п. иногда попадалось что-то более необычно-экзотичное. К такому я например относил роман "Точки и линии" 1958-го года за авторством Сэйтё Мацумото. Ну Япония вообще тогда воспринималась как фон для детектива несколько неожиданно (детективы же - они в Англии или Штатах, ну максимум во Франции). А здесь Япония, причем не какая-то экзотичная-самурайская, а вполне себе современная индустриальная: тема войны там там никак особо не фигурировала - поэтому действие могло происходить не в 1958 а например в 1980-м - особо существенной разницы я думаю не было бы. И был в этом романе один важный элемент, играющий значительную роль во всём повествовании. Это поезда! (точнее железнодорожное сообщение)

Чтоб не касаться интриги романа, лучше полностью привести один из отрывков - эссе под названием "Цифровой пейзаж", написанное одной героиней - девушкой Реко, страдающей тяжелой формой туберкулёза и поэтому практически всё время проводящей в постели. Привожу это эссе целиком:

Когда все время лежишь, часто возникает желание почитать. Но в последнее время романы и рассказы стали неинтересными. Я часто закрываю книгу, не прочитав и половины. Как-то раз меня навестил муж. Потом он уехал, забыв расписание поездов. От скуки я его полистала. Для меня, лежачей больной, путешествия – вещь недоступная. Но я читала расписание с неожиданным интересом. С большим интересом, чем плохой роман. Муж часто ездит по делам, потому всегда и покупает расписание. Он хорошо изучил его в целях чисто практических, а для меня, прикованной к постели, оно имело совершенно особую привлекательность.

В расписании поездов даны названия всех станций Японии, и, пока я читаю их одно за другим, все станции проходят у меня перед глазами. Провинциальные железные дороги особенно помогают воображению. Тоецу, Сайкава, Сакияма, Юсубару, Магариканэ, Ита, Готодзи – это названия станций одной ветки в глуши Кюсю. А вот другая ветка, на северо-востоке Японии, – Синдзе, Масугата, Цуя, Фурукути, Такая, Каригава, Амарумэ. Я вижу деревушку, стиснутую горами, раскидистые южные деревья, на склонах – густой лес. Или Амарумэ… Маленький тоскливый северный городок, над крышами низкие серые тучи. Моему воображению представляются окрестные горы, долины, улицы городков и поселков, шагающие по ним люди. Помню, в "Цурэдзурэгуса" есть такая фраза: "Стоит мне услышать имя, и за ним сейчас же возникает образ его обладателя". И вот, когда мне бывает особенно тоскливо, я открываю расписание, и дурное настроение сейчас же проходит. Я отправляюсь в путешествие туда, куда мне захочется, – на Тюгоку, Сикоку или на север.

Как хорошо фантазировать! Я смотрю на свои часы: полдень уже прошел, стрелки показывают час тридцать шесть минут. Листаю расписание и ищу это время – час тридцать шесть минут. Ага, вот – на станцию Сэкия линии Этиго только что прибыл поезд № 122. А на станции Акунэ Кагосимского направления пассажиры покинут вагоны в час тридцать девять минут. А в Хиданомия пришел поезд № 915. В это время поезда останавливаются и на других станциях:

Фудзю линии Сане, Икуда линии Синею, Кусано линии Токива, Китаносиро линии Гоно, Водзи основной линии Кансай.

Я лежу в постели и смотрю на свои тонкие пальцы, а по всей стране бегут поезда и одновременно останавливаются на разных станциях. Самые различные люди, шагая по своему жизненному пути, входят в вагоны и выходят из вагонов.

А поезда идут во всех направлениях и иногда встречаются на какой-нибудь станции. И я уже знаю, где и когда они встретятся. Мне становится весело.

Встреча поездов… Она неизбежна, она предопределена заранее, эта встреча во времени. А встреча людей, едущих в них, встреча в пространстве, – чистая случайность. И я фантазирую и вижу, как по всей земле в это мгновение сталкиваются миллионы человеческих жизней. Я могу по-своему представлять эти жизни – ведь они не втиснуты ни в какие рамки. И эта моя фантазия гораздо увлекательнее, чем романы, созданные чужим воображением. Одинокая, зыбкая, как во сне, радость.

Расписание поездов, страницы, испещренные бесконечными цифрами… Сейчас это мое самое любимое чтение




Само собой название романа "Точки и линии" понимается весьма однозначно: точки - это станции, линии - это дороги между ними. Вспомнил я об этом романе, прочитанным много лет назад случайно. Не помню уж зачем, но в рамках собственного увлечения трейнспоттингом захотелось мне узнать об электрификации тех или иных участков железной дороги (многие не знают, но в России для электровозов/электропоездов используется два типа питания: постоянное 3000 В и переменное 25000 В/50 Гц). Практически все схемы, которые мне попадались были информативны, но слишком уж неудобны. А потом неожиданно наткнулся вот на такую схему:
К слову сказать, тут не только Россия - весь экс-СССР, Европа, часть Азии, в том числе часть Китая...
Одним словом я когда наткнулся на эту схему - я залип над ней на пару часов (без шуток). Просто смотрел на эти точки и линии, и фантазировал. Ну то есть вглядывался в карту и представлял себе что, пытался что-то анализировать и т.п. Одним словом живо представил, что чувствовала та девушка из романа, разглядывающая железнодорожное расписание.


Записи из этого журнала по тегу «мысли вслух»


  • 1
о, спасибо, тоже интересно

наглядно видно, как не просто выбраться из Саратова )))

Не пытайтесь покинуть Саратов

  • 1