?

Log in

No account? Create an account

Yelkz

... уютный фотобложек для фотовсячины

Previous Entry Поделиться Next Entry
Саратовский полиграфический комбинат
Паранормальная шляпа
yelkz


АО «Саратовский полиграфический комбинат» - многопрофильное предприятие с широким спектром выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, выпускающее:
— книги, брошюры, журналы;
— бланки, плакаты, календари, листовки и пр.;
— бумажно-беловые изделия;
— акцидентную продукцию;
— полноцветные этикетки и пачки (картонную упаковку).
В общем крупное и реальное производство, то что вызывает у меня неизменный интерес, поэтому на возможность посетить комбинат с экскурсией я откликнулся с большим энтузиазмом:



История комбината началась в 1953-м году, с создания проекта и плана, по которому в одном из центральных районов города, на берегу Волги, закладывалось строительство современного полиграфического комплекса, состоящего из трех производственных корпусов, прилегающей зеленой зоны отдыха с фонтанами и жилого квартала. Начало 50-х гг. – время активного развития полиграфической отрасли страны, когда началось строительство Тверского, Ярославского и Смоленского комбинатов, крупнейших, оснащенных самым современным для того времени оборудованием и мощными, насколько позволяла наша промышленность, поточными линиями. Выбор Саратова в этом ряду был не случаен и объяснялся рядом факторов: относительной близостью к Москве и в то же время удобным географическим положением между центральной Россией и юго-восточным регионом, развитой сетью автомобильных и железных дорог, сложившимися полиграфическими традициями, а, следовательно, возможностью профессиональной подготовки будущих специалистов.



Днем рождения Саратовского полиграфического комбината принято считать 31 августа 1957 г. - день выхода в свет первого книжного тиража комбината. Памятная табличка в фойе сделана в 2007-м году по случаю юбилея, однако уже в этом году в конце лета планируется празднование 60-летнего юбилея и обновления таблички:



Хотя проходная находится в глубине, саратовцы знают СПК по фасаду, выходящему на улицу Чернышевскую (и частично на Дегтярную) - здание выполненное в типичной сталинской архитектуре и в общем несмотря на многие годы существование, по-прежнему неплохо выглядящее.
Изначально при проектировке здание строилось с учётом использование станков, основанных на принципах т.н. "высокой печати" (печатающие элементы на форме расположены выше пробельных, так что при печати пробельные элементы бумаги не касаются) - очень тяжелые мощные станки, соответственно здание требовали серьезных межэтажных перекрытий. Сейчас же с переходом на плоскую офсетную печать такие конструкции выглядят избыточными:



Полиграфкомбинат является по сути дела огромной типографией. То есть работает по большей части с материалом свёрстанным и подготовленным к печати издательствами. Хотя на СПК и есть свой допечатный цех (в работу которого входит корректировка, вёрстка, цветокоррекция и т.п.) это не является основной функцией - в основном работа осуществляется с уже готовым материалом, который предоставляется в цифровом виде (хорошо всем знакомый формат PDF). Работа начинается с системы CtP (computer-to-plate) - технология переноса изображения с компьютера на печатную форму:



Первым делом изготавливаются печатные офсетные формы (вся печать на производстве офсетная, но об этом ниже) - специальные пластины с фоточувствительным покрытием, на которых специальным станком происходит выжигание-нанесение будущего текста/рисунков:



В зависимости от задач такие формы бывают формата А1 или А0 (зависит от того - на каком станке будут использоваться в дальнейшем). Причем не играет особой роли формат печатной продукции. Так скажем на листе А1 (как в данном случае) размещается 16 страниц книги формата А5:



Цветная печать осуществляется в CMYK (Cian-Magenta-Yellow-Black) - принцип разложении любого цвета по нескольким цветовым компонентам, каждая такая форма предназначена для какого-то одного цвета, поэтому для цветной двусторонней печати надо одновременно для станка изготовить 8 разных форм (4 цвета и две стороны). Нехитрая математика говорит нам, что в данном случае лист А1 даст нам при печати 16 листов с цветным отпечатком формата А5:



Принцип работы таких форм заключается в следующем: засвеченные части формы начинают притягивать воду и отталкивать любую маслянистую субстанцию, в частности краску. Такие части называются гидрофильными. Оставшиеся (незасвеченные) части форм начинают, наоборот, отталкивать воду и притягивать краску. Они, в свою очередь, называются гидрофобными. Таким образом краска переносится исключительно на гидрофобные части формы, формируя буквы и изображения. Изготовление-прожигание одной формы занимает около 5-10 минут, дальше форму лакируют (чтоб защитить от воздействия влаги), после чего отправляют в цех печати.



Вот так выглядит печатный станок. Данный надо сказать достаточно средний по размеру (есть здесь на предприятии и более крупные-производительные):



Такой станок после настройки выполняет печать и последующую укладку печатной продукции в т.н. "тетради" (последовательная распечатка пачкой в 16 страниц):



Офсетная печеть (от англ. off-set — без контакта с печатной формой) — технология печати, предусматривающая перенос краски через промежуточный офсетный цилиндр. Соответственно, в отличие от прочих методов печати, изображение на печатной форме делается не зеркальным, а прямым:



Краска попадает на бумагу, проходя как минимум два вала — один из них называется валом с формой, а другой — офсетным валом. Изображение переносится с вала с печатной формой на офсетный вал, а оттуда — на бумагу. Офсетный вал способствует меньшему износу форм и большей ровности краски.



Несмотря на свой громоздкий и сложный вид, перенастройка такого печатного станка (замена печатных форм, калибровка, подстройка) занимает 20-30 минут:



Понятное дело что такой станок - сложный инженерный объект, поэтому оператор такого станка - профессия довольная непростая: надо не только разбираться скажем в колористике и цветокоррекции - ибо какая-то тонкая подстройка по цвету может происходит непосредственно перед запуском печати, но и разбираться в технических аспектах станка:



Пульт управления таким печатным станком:



Станки есть разные, в том числе более мощные и производительные. Пульт от более сложного и современного устройства:



В основном для массовой печати используют рулонные (ротационные) печатные машины с непрерывной подачей бумаги. Обычно в станок загружены два рулона, как только заканчивается один - начинается подача со второго (куски из разных рулонов склеиваются, и тетрадь, попавшая на склейку из тиража изымается). Таким образом машина может безостановочно работать столько, сколько это необходимо:



Некоторые печатные машину могут осуществлять печать одновременно с двух рулонов параллельно:





Здесь же на станках происходит фальцовка (нем. falzen — сгибать) - процесс складывания листов в тетради определенного объёма и формата с соблюдением последовательного расположения страниц в сфальцованной тетради для получения книжных и брошюрных изданий. Сама линия сгиба называется фальцем. По числу сгибов фальцовка бывает одно-, двух-, трёх- и четырёхсгибной (соответственно образуются тетради в 4, 8, 16 и 32 страницы):













Готовые тетради складывают в пачки (обычно по 250 штук), после чего отправляют в следующий цех для сортировки и сшивания:





Готовые тетради попадают вот в такую сортировочную машину, из которой начинают формироваться будущие книги:



Всего в такую машину можно помещать до 24 разных тетрадей (один оператор требуется для обслуживания 4 разных пачек тетрадей), соответственно для средних тетрадей в 16 страниц может выдавать до 384 изданий (если книга подразумевает больший объем, то требуется параллельно несколько станков):



Операторы вручную загружают тетради в станок, а книги формируется уже станком в автоматическом режиме:





Специальные метки на корешках позволяют легко проверить, что книга сформирована правильно:



После компоновки книги отправляют на сшивку в соответствующий станок:



Мне он чем-то напомнил ткацкий:



Сшитая книга имеет такой вид:



Часть продукции (как правило небольшого объема) использует иной вид скрепления - брошюровку. Точно также разные тетради загружаются в станок, после чего они соединяются скрепками:





Типичная брошюра (кстати то что я привык называть тетрадью - в привычном-школьном понимании - это с типографской точки зрения брошюра как раз). Такой вид скрепления более простой и дешевый, но менее долговечный:



Сшитые же книги отправляются в следующий цех, где осуществляется их опрессовка, проклейка и сушка. Также вручную загружаются с одного конца станка, после чего книги уже автоматически обрабатываются и движутся по ленте:



После предварительной проклейки корешков - сушильная лента:



Справа - заготовка, только что прошитые-сформированные тетради, слева - уже спрессованные и с проклеенным корешком:



Дальше книги попадают в станок, осуществляющий обрезку с трёх сторон (кроме корешка) - приводя все книги к единому размеру и с ровными краями:





Сверху книга уже после обрезка - более аккуратно выглядящая и с ровными краями:



Помимо ротационных используются ещё листовые печатные офсетные машины (подача бумаги здесь идёт не с рулонов, а с листов). Данные машины, использующие те же краски обеспечивают более высокое качество цветной печати. Помимо прочего именно на таких машинах изготавливаются страницы для обложек:









Обложки будущих книг:



После обрезки книг, на их корешки наносится специальный скрепляющий материал - каптал, к которому уже и крепятся обложки:





Готовая книга, прямо с конвейера:



После этого книги готовые книги укладывают на палетты и закрывают целлофаном - им надо отлежаться пока сохнет клей около суток (целлофан нужен для того, чтоб книги слишком не пересыхали и процесс шел равномерно):





Дальше книги уже пакуют в стандартный картон пачками и готовят к отправки заказчикам:



Упаковочный картон:



Готовая продукция, скоро отправятся из цеха на склад:



Часть книг помещается в цех несоответствующей продукции: некоторые более дорогие или многотомные издания требуют иной упаковки. Скажем использование иной упаковки, нежели картон или иного формирования (несколько томов в одной пачке). Но такого рода упаковка используется нечасто:



Один из цехов отделочного производства (полиграфкомбинат огромный, и здесь одновременно-параллельно происходит множество процессов):



Демонстрационный стенд готовой продукции Саратовского полиграфического комбината - учебники, тетради, художественная литература, нон-фикшн, журналы, даже разные виды картонной упакови (например пачки для стиральных парашков) - в общем полный спект полиграфической продукции:





Калашников Александр Николаевич - генеральный директор АО «Саратовский полиграфический комбинат». Мне всегда импонируют руководители, которые всё досконально знают о своём предприятии, готовы обсуждать каждый аспект (пусть и не до деталей, но в общих чертах имея сведения обо всех направлениях), да и просто рассказывает всякие интересные вещи:



Так, в Советское время такого рода предприятий в СССР было 140, в данный момент осталось 15 (всего 10%). В этих условиях СПК смог не только сохранить производство и уникальный трудовой коллектив, но и производить постоянную модернизацию и демонстрировать рост. Оборудование по большей части используется немецкое. По словам Александра Николаевича немцы вообще мировые лидеры в области типографского оборудования, пытаться в данный момент "импортозамещать" нет ни возможностей, ни особого смысла (да и более приоритетные направления есть, а в плане поставок типографского оборудования и его последующего обслуживания пока проблем не наблюдается).
В данный момент на предприятии работает 350 человек, загруженность в данный период (зима) составляет около 70%. Но вообще загруженность носит сезонный характер, так например в период с марта по сентябрь приходится иногда работать и в три смены (ибо один из важных профилей комбината - выпуск учебников и сопутствующей учебной продукции).
СПК активно сотрудничает с архитектурно-строительным колледжем, активно берёт на стажировку и на дальнейшую работу оттуда студентов и вообще всячески выступает за дальнейшее углубление и развитие печатного дела в России (на уровне подготовки специалистов, расширения задач и т.п.)



Большое спасибо за познавательную экскурсию руководству СПК, организаторам и всем коллегам по блог-туру!
(miha_top, nadi_gourmet, igor_n_solovev, denisanikin и djhooligantk)



Денис djhooligantk также сделал интересные посты про Полиграфкомбинат:
История Полиграфкомбината
Экскурсия на Саратовский полиграфкомбинат





Избранные записи из этого журнала


  • 1
Ну а чё ждать-то?! =)))
К тому же там я мало записывал - всё больше на слух воспринимал, поэтому пока материал не выветрился из памяти лучше пост сделать

Приятно смотреть такие фотоотчёты. Я почему думал, что полиграфкомбинат простаивает сейчас, ибо мелких типографий развелось очень много.

Не простаивает - наоборот наращивает производство!
Я упустил такой факт (вообще много упустил - и так пост большой получился) - такое производство - офсетная ротационная печать - имеет смысл для больших тиражей.
Мелкие же типографии используют иное оборудование - т.н. "цифровая печать"

Спасибо! Очень интересно!
Вот так рождается лучшая в мире вещь, Книга!

Книга - да - лучшая вешь!
В какой-то момент всем казалось, что книги навсегда будут заменены всякими цифровыми устройствами (вроде тех же читалок). Сейчас уже стало очевидно, что это не так, хотя рынок и существенно сегментировался!

Интересный тур!) жаль не смог попасть. Радует, что производство не только сохранено, но и активно работает. А то ряд статей в СМИ о том что "полиграф загибается" расстраивали

Ну одна из задач тура и была показать, что мол "смотрите - у нас всё нормально и даже лучше - развиваемся"
А вообще насколько я могу судить (тему особо не мониторил - послушал просто что другие говорят) - негативный флёр был связан со стремлением как-то продать-приватизировать предприятие (оно же сейчас по сути государственное). Ну и вот

Логично - кусочек то лакомый) вокруг все застраивается, а тут завод какой то мешается)

Да вот что и обидно, что пускают так предприятия на слом...
ну я выше писал - из 140 полиграфпредприятий СССР сейчас осталось в России 15 (((

Божэчки, Zirkon Ultraset 72. 1965 год. То-то у них так ручной труд развит. А листовой офсет уже довольно свежий. Да и литоман - тоже вполне себе ок, спидмастер.

А вот что такое polygraph zirkon 66 III - я так и не понял. Походу индийская версия 66-го циркона. 68-й год, чо. Но их еще лет двадцать назад активно ставили вроде бы. Честно говоря, я с рулонной печатью плоховато знаком, в силу специфики...

Я вот как-то все названия и бренды пропустил мимо ушей (ибо сам в этой теме вообще ни в зуб ногой). Просто уточнил что оборудование САМОЕ РАЗНОЕ: что-то очень старое, но вполне потребные задачи решающее, что-то наоборот новьё!
Листовой офсет какой-то очень крутой и современный, ну то есть демонстрировали как гордость (если не путаю - он по-моему даже пяти-цветный, а не четырёх)
Я вот удивлен что ты с печатью ЗНАКОМ

Ну, знаком я с печатью в силу своего нынешнего места работы. Причем у нас специфика такова, что мы работаем с листовым офсетом и цифрой.

Просто ультрасет 72- это такая вот прям классика жанра, которая в переработанном виде существует до сих пор. Как раз вот это ручное изготовление форм там убрали. И так же как в наших каратах сейчас приходит tiff и печатается (после рипа). Автоматизация, век новых технологий.

А спидмастер (не знаю какой именно, я их в лицо не отличаю) - это да, известный агрегат. Пятицветка в такой полиграфии сейчас уже норма (cmyk+white).

Ну а в целом - работают, расширяются - уже хорошо.

Насчет импортозамещения он абсолютно прав. Если в цифре конкуренция есть, там HP, Xerox, Ricoh, то в офсете, особенно в web-fed - альтернатив немцам практически нет. Только разве что индусы из polygraph (но это все ремейки циркона). А цифру применять не везде можно. А отечественный производитель не демонстрирует ничего от слова "совсем".

Ну там у немцев история типографского дела не одну сотню лет насчитывает, то есть не вчера это всё возникло... а у нас. Ну в советское время что-то пытались в плане печатания, но где это всё - сгинуло, а сейчас других задач хватает

Вот это оперативность! Я до сих пор до компа не дойду, чтобы сделанные фотографии отсмотреть!

Хе-хе-хе! =)))
Ну вот у меня было время - поэтому сразу и сделал пост

  • 1