Yelkz

... уютный фотобложек для фотовсячины

Previous Entry Поделиться Next Entry
Заметки о железнодорожном транспорте: Локомотив-толкач
Паранормальная шляпа
yelkz


Если мы рассматриваем обычный поезд (пассажирский или грузовой состав - не важно), тяговый локомотив всегда движется в голове поезда. Есть конечно маневровые работы с постоянной сменой направления, но если брать движение магистральное то тут всё всегда стандартно: тяговый подвижной состав в голове поезда, и даже если надо кратно усилить тягу ведущего локомотива к нему добавляют элементов по системе многих единиц (СМЕ).
Но вот оказывается на некоторых перегонах железной дороги может использоваться очень специфичная схема: в помощь ведущему локомотиву для увеличения суммарной тяги поезда в хвосте состав цепляется ещё один локомотив называется локомотив-толкач (или подталкивающий локомотив).



Локомотив-толкач могут цеплять и в голове поезда, хотя чаще всё-таки в хвосте поезда. В любом случае его не надо путать со вторым-третьим локомотивом, работающими по СМЕ. Последние по сути составляют единый локомотив, просто кратно увеличенной мощности и обслуживаются одной бригадой машинистов. Локомотив толкач обслуживается отдельной локомотивной бригадой, которая подчиняется машинисту ведущего локомотива (связь обычно осуществляется по рации) - как правило при такой сцепке толкач даже не включается в общую тормозную систему, поэтому надо координировать тягу локомотивов (толкач будет ехать медленно - может произойти разрыв сцепки состава; толкать слишком сильно - сжечь тормоза состава или даже в результате сжатия поезда совершить выжимание отдельных вагонов, что приводит к крушению).









Зачем же нужны такие сложности?
Зачастую усиление тяги поезда требуется только на небольших участках, когда имеется крутой уклон, который сильно ограничивает вес поезда, по сравнению с другими участками, то есть когда из-за одного подъёма ограничен вес поездов на всём направлении, кратное же усиление удельной мощности поезда на всём магистральном участке экономически нецелесообразно. Поэтому в некоторых местах используется такая хитрая схема - толкач применяется либо только на подъёме (до определённого места), либо на всём перегоне с подъёмом; в обих случаях подталкивающий локомотив возвращается резервным пробегом:



Работу локомотива толкача можно увидеть например на Куйбышевской Железной Дороге, на участке Сызрань 1 - Рябина (от Сызрани в сторону Саратова начинается достаточно крутой для состава подъем). Для грузовых составов толкачами используют обычно ВЛ80С или ВЛ80Т. В данном случае состав ведёт ВЛ80С интересной расцветки, а подталкивает его ВЛ80Т (кстати по фотографиям легко понять - какой локомотив головной, какой подталкивающий-замыкающий - у первого включены все огни, хвостовой же локомотив помечается одним красным огнём с правой стороны). Также для усиления толкачи могут цепляться и в голову состава, но называются они при этом также подталкивающими локомотивами. Для пассажирских составов здесь используется локомотив ЭП1, реже тот же ВЛ80.
На станции Рябина толкач отцепляется и возвращается назад в Сызрань резервом, реже возвращаемый толкач прицепляют к хвосту идущего с горы состава:



Есть ещё один интересный факт, который рассказал мне yesin64 (за подлинность не ручаюсь). Чтоб не тратить время не расцепку и чтоб состав не сбавлял ход, толкачи в Рябине отцепляются на ходу (после прохождения определенного участка). Для этого у машиниста толкача есть специальный трос ведущий к автосцепке. В определенный момент трос дёргается и сцепка разрывается: состав уходит вперёд, а толкач останавливается, после чего уходит назад.



Метки:

Избранные записи из этого журнала


  • 1
Очень интересно! Многого не знал, спасибо!

Я вот если честно если бы и не знал - скорее всего внимания бы даже не обратил (ну мало ли там зачем локомотив в конце подцепили). А так, со знанием дела, гораздо интереснее смотреть!

В Новороссийске, когда еще была тепловозная тяга, толкачи были частым явлением. Две или одна секция ТЭ3 в хвосте состава идущего к тоннелю на перевале "Волчьи ворота".

Я читал, что раньше (с тепловозной тягой) толкачи чаще использовались. Сейчас видимо электровозы как-то помощнее стали, но вот кое-где всё-таки остались, как под Сызранью например

Сейчас в достаточном количестве многосекционных появилось локомотивов. Тот же ВЛ80С в трехсекционном исполнении у нас, наверное, каждый третий грузовой состав тянет.

Трёх-четырёх-секционные ВЛ80 - это в общем даже норма на магистралях (через Саратов у нас частенько гоняют такие)
А вот на подъеме под Сызранью рассказывали, что рекорд был: к четырёх-секционному головному локомотиву цепляли ещё двух-секционный толкач спереди, и двух-секционный сзади состава подталкивал (суммарно стало был восемь секций ВЛ80 - такой вот монстр)

Это надо увидеть! Видно профиль пути там совсем тяжелый.

Тяжелый участок там, да (около трёх километров). Строили дорогу в войну - там не до жиру было - скорее был пробросить от Сызрани до Сталинграда ветку (т.н. "Волжская рокада"). Ну а сейчас уже что-то менять проблематично - Сызрань очень такой узел загруженный, поэтому и гоняют на небольшом участке с толкачами - вроде всех всё устраивает

Локомотив с полосками цвета заката)

Это чтоб красивее в закат уходить ;-)

Так и думал, что толкает!!! Спасибо, что подтвердил догадку! Интересный пост.)))


Да всегда пожалуйста!
Я вообще люблю всякие такие интересные факты (не только касаемо железной дороги) собирать ;-)
Вот потихоньку решил делиться информацией

сколько интересных подробностей!

Мы кстати когда ездили, я по-моему вам про это рассказывал? Или нет?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account