Yelkz

... уютный фотобложек для фотовсячины

Previous Entry Поделиться Next Entry
Заметки о железнодорожном транспорте: Про электровозы пятого поколения
Паранормальная шляпа
yelkz


В конце ноября 2012-го года состоялась торжественная передача локомотива ЭП20 "Олима" в пользование РЖД. Пассажирский двухсистемный электровоз производства Новочеркасского Электровозостроительного завода гордо именовался "электровоз пятого поколения" (или "локомотив пятого поколения"). Спроектированный Трансмашхолдингом совместно с французской компанией Alstom, в нём использовалось много новых технических решений и вообще задумывался как головной проект масштабной программы разработки широкого ряда российских электровозов нового поколения с асинхронным тяговым приводом. Одним словом отличный локомотив, о котором я как-нибудь ещё обязательно напишу отдельно.
Сейчас же меня больше интересует другой вопрос: а что вообще это за пятое поколение такое?

Железнодорожной темой я интересуюсь достаточно давно, но не так чтоб углубляться и куда-то глубоко копать, "лезть в дебри" короче. Но волей-неволей всё равно приходится как-то вникать в суть разных вопросов. В общем когда появились ЭП20 и их показали в новостях, я как-то отметил для себя, что мол "вот как здорово, пятое поколение - движемся-развиваемся стало быть, хорошо" ну и этому особого внимания не придал. В дальнейшем когда читал что-то интересное познавательно про ЭП20 (флагман всё-таки) я на этот тезис натыкался ещё несколько раз. Ну то есть мысль как-то крепко засела в голове.



Когда осенью 2015-го я попал с экскурсией на Энгельсский Локомотивый завод, где был разработан и сейчас планируется к производству новый (опять-таки двухсистемный, но уже грузовой) электровоз 2ЭВ120 - я опять-таки услышал эту фразу - "электровоз пятого поколения". Да и вообще если в гугл картинках набрать - показываются те же самые - ЭП20, 2ЭВ120, 2ЭС5 (также производство НЭВЗа и развитие ЭП20 - но уже для грузовых составов), даже 2ЭС7 мелькнул...



И вот здесь я натыкаюсь на интересную проблему: хорошо, с пятым поколением мы разобрались - всё новьё. А где предыдущие четыре поколения и как их отличить? Ну то есть вот завод "Уральские Локомотивы", который выпускает Синары и Граниты. Предположим новый 2ЭС10 "Гранит" - это пятое поколение, ок. А 2ЭС6 "Синара" - это получается тогда четвёртое поколение что ли? А что тогда третье? Гугл мне ответ на этот вопрос не дал (хотя я честно пытался всячески тему прошерстить). Ну я не расстроился и пошёл к знакомым железнодорожникам с этим же вопрос (что нам гугл - тут люди работаю в отрасли, наверняка знают побольше того что пишут в интернетах). Но там только развели руками, мол не знаем - нет у нас никаких поколений, локомотивы есть разных лет (и очень старые и весьма новые), но как-то на поколения их делить не принято. И действительно - если подумать - процесс эволюции локомотивостроения непрерывен, постоянно внедряется что-то новое (вон ВЛ10/ВЛ80 производили с 1961-го года, сейчас уже не выпускают, но проводят какие-то глубокие модернизации от чего они вполне удовлетворяют современным нуждам - менять их конечно рано или поздно придётся просто в силу физического устаревания, но процесс этот неспешный). Опять же какие-то технологии обкатываются сначала на одних локомотивах, потом внедряются уже на другие. Кстати это относится не только к электровозам: тепловозы и даже газотурбовозы используют тяговые электродвигатели, просто энергия для них получается не с контактной сети напрямую, а от сжигания топлива. И так скажем прежде чем строить современные тепловозы с асинхронными двигателями 2ТЭ25А - часть решений была обкатана на локомотивах 2ТЭ25К (с коллекторным двигателем) и даже 2ТЭ25КМ (которые по сути дела являются развитием 2ТЭ116У - в свою очередь идущие от 2ТЭ116 1971-го года постройки) - очень трудно выделять какие-то поколения да и задачи такой не стоит...



Таким образом до появления пятого поколения ни о каких четвёртых, третьих и т.п. поколениях разговоры как-то и не велись. Откуда же и главное зачем возникло пятое поколение?
У меня на этот счёт есть две версии (кстати непротиворечивые - могут неплохо друг друга дополнять):
1) если раньше производство локомотивов шло собственными силами (сначала Советский Союз, потом Россия), то последнее время пошли активные взаимодействия с зарубежными компаниями (французы Alstom - ЭП20, 2ЭС5; немцы Siemens AG - 2ЭС10; канадцы Bombardier - 2ЭВ120), дабы как-то ликвидировать отставание по ряду вопросов. И вполне возможно, что у иностранцев как раз есть традиция классифицировать локомотивы поколениями. Тут я грешу именно на французов - ибо первые упоминания про пятое поколение пошли именно после российско-французского ЭП20. Если честно - информацию по французским локомотивам пока особо не нашел, но вроде бы у них что-то такое есть.
2) 2011-2012-й год, это время когда в СМИ частенько начали мелькать упоминания про истребители пятого поколения (испытания, производство, сравнение что как и у кого). Ну а поскольку тема у всех на слуху, то могли и начать переносить в другие отрасли, связанные с машиностроением, да и производством вообще.

В любом случае, "локомотив/электровоз пятого поколения" - чисто маркетинговый/журналистский штамп - раз придуманный и теперь активно тиражирующийся. К реальному положению дел в отрасли и богатой истории локомотивостроения в СССР и России особого отношения это не имеет!

Метки:

Избранные записи из этого журнала


  • 1
Ага, это как шампуни с улучшенной формулой. Никто из химиков пока не смог сказать, с улучшенной формулой чего…

Спасибо, интересно!
Могу сказать про Т-50, что пятое поколение - это требования к машине, что она вообще должна выдавать. Ну, и чистой воды маркетинг...

В том-то и дело, что касаемо истребителей никаких претензий нет и там это как раз обосновано было. Но вот такое чувство, что в другие отрасли перекочевало уже именно оттуда (маркетинг чистой воды)

Там тоже есть свои вопросы, уже шестое лепят, первый, как всегда "тама"...
А ещё есть поколения 4+ и 4++!

Ну я просто к тому, что есть реальные критерии: "вот это первое поколение реактивных истребителей" (такие-то свойства), "вот это второе поколение" и т.п.
отсюда все эти 4+ и 4++ - вроде какими-то элементами оснащены по последнему слову техники, но по ряду параметров до 5-го поколения не дотягивают пока

Там вопросы авионики и планера, что мол авионика новая, а вот планер старый.

Ну я просто к тому, что есть какие-то критерии которые можно обсуждать, спорить и т.п.
С электровозами же я пожалуй единственный критерий нашел, по которому можно отнести к пятому поколению - это асинхронный тяговый электродвигатель (до этого коллекторные чаще). и то это мои домыслы

Хм, интересно, а грузоподъёмность? Не было качественно улучшения?

Ну насколько я могу судить, скажем сравнивая характеристики 2ЭС6 и 2ЭС10, последний более мощный, более шустрый, но при этом и более экономичный за счёт нового двигателя.

А серьёзная разница, ведь "поколение" - это своего рода ступень

В институте в 1993-м учили, что ВЛ85 и ВЛ65 - это электровозы пятого поколения.

В институте уточняли градацию поколений (ну то есть как отличить 5-е от 4-го)?

ВЛ85 и ВЛ65 - это электровозы пятого поколения - если следовать этой логики, то ЭП20 должен быть электровоз 7-го или 8-го тогда (ЭП1 и ЭП1М - можно считать как за одно поколения так и за два разных)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account