?

Log in

No account? Create an account

Yelkz

... уютный фотобложек для фотовсячины

Previous Entry Поделиться Next Entry
Ят-Ха (Саратов, Machine Head, 28.11.2017)
Паранормальная шляпа
yelkz


Если скажу, что выступление группы Ят-Ха в клубе Machine Head - это один из лучших концертов этого года из того что я посетил (а общее количество этого у меня давно уже перевалило за сотню) многие воспримут это скептично. Мол мало ли, "ты так про каждый второй концерт говоришь", к тому же "кто это такие - какая-то вообще никому неизвестная группа, то ли дело..." ну и дальше идёт перечисление различных более известных коллективов и артистов. Это вообще очень интересная тема - нелюбопытство. Если музыкантов не сопровождает какой-то мощный информационный шум, то значит они и внимания скорее всего не заслуживают. А то что при этом могут работать в каком-то более специфичном жанре, который по тем или иным причинам игнорируется - это уже дело десятое, кто в этом разбираться будет. Так и получается, что группа Ят-Ха популярна за границей (как раз перед туром по России музыканты дали серию очень успешных концертов в Европе), у себя же на родине они уже не так популярны (это при том, что группа существует очень давно и недавно отпраздновала 25-летний юбилей). Всё дело в том, что группу можно отнести к жанру world-music - как раз то, что наиболее востребовано за границей и что по идее надо бы развивать активнее, в то время как у нас пытаются делать "наш ответ запада", что по сути является копией и подражанием без попыток привнести что-то своё самобытное.

Так вот - что же такое Ят-Ха. Краеугольный камень всего творчество это тувинская народная музыка: использование национальных инструментов, каких-то мелодических ходов, но самое главное горловое пение. Но если бы это была просто народная музыка - это было бы экзотично, но скорее всего быстро бы надоело. Но всё эти народные элементы обрамлены более понятной рок-музыкой (тут опять же "рок" не более чем штамп - это можно также отнести и к поп-музыке, и где-то например к джазу). В итоге получается очень классный синтез: с одной стороны популярная музыка, понятная большинству, с другой в неё вплетено такое количество необычных этнических приемов, что это становится ни на что не похоже. В общем уже только из-за крайне интересного и разнообразного материала (коего за долгие годы существования коллектива накопилось порядочно - там есть и песни и тувинском, и на русском и даже на английском) уже стоило идти на концерт. Просто приобщиться. Но самое крутое - как это было сыграно. Настолько круто - что стоит даже о по чуть-чуть рассказать о каждом музыканте по отдельности.

Бесменный лидер группы - гитарист и вокалист - Альберт Кувезин. Это его горловое пение является визитной карточкой группы. Собственно что такое горловое пение я знаю давно (а также знаю, что даже имеются его разновидности и техники), но вот именно здесь как раз хорошо было показано, как эту технику можно интегрировать в более понятную и массовую рок-музыку. На фоне всяких экстремальных вокалов (вроде того же гроула) звучит отлично и главное более разборчиво. Моды на массовое использование нет, потому что "на Западе же такого нет - там гроулинг", а ведь основа очень похожая. То есть тувинский горловой вокал (эта техника называется "каргыраа") - это уже очень крутая фишка, но при этом Альберт Кувезин ещё очень классный гитарист. Причем там нет каких-то замороченных техничных мелодий, но общий саунд получается очень такой атмосферный.
Лидирующий вокалист группы Шолбан Монгуш. Он больше поёт высоким голосом, хотя тоже активно использует народные приёмы. Собственно в вокальном плане многое построение как раз на взаимодействии разных вокальных приёмов (голоса в группы это вообще отдельные и очень важные инструменты). Плюс к этому Шолбан использует очень интересный смычковый народный инструмент игил, чем-то по звучанию и тембру напоминающий скрипку, но при этом как раз привносящий большую часть той самый этнической-народной составляющей.
Теодоре Сципио - потрясающий и совершенно фееричный бас-гитарист. Бас - это вообще моя тема (к тому же здесь он ещё безладовый), а тут ещё и музыкант колоритный, и двигается на сцене и играет отлично. Короче просто блеск.
Ну и отличный и крайне колоритный ударник Евгений "Распутин" Ткачёв. Как и все музыканты в группе у него всё стандартно только на первый взгляд - по факту набор ударной установки специфичный: нет например рабочего, зато используется интересное железо и вообще техника немного необычная. То есть ударник звучит "так, да не так" - очень круто.

Ну и надо ли говорить, что все музыканты очень круто взаимодействуют друг с другом - музыкально и вообще. То есть всё как-то происходит легко и ненапряжно, при этом чувствуется такая мощь, что в общем дух захватывает. Одним словом уже по первой песне было понятно "вот он - мировой уровень, побольше бы такого!". И кстати нельзя сказать, что у нас такого рода и уровня проектов совсем нет - есть и довольно много (Инна Желанная, Theodor Bastard, Ва-та-га с тем же Asketics), но всё равно как мне кажется мало внимания уделяется такой музыкой и интереса гораздо меньше чем нужно и чем хотелось бы. Поэтому и получается, что концерт очень классный, а рассказывая про всю эти феерию понимаешь, что собеседники вообще не знают что такие группы есть и что подобная музыка может быть хоть сколько-то интересной.
Таки дела!



















































Полную версия отчёта с концерта можно найти в моей группе вконтакте - здесь


Избранные записи из этого журнала


  • 1
Веришь или нет, но с горловым пением ещё ни разу не сталкивался на концертах )

Я горлового пения много слышал - те же самые алтайцы, которые уже раза три приезжали - очень крутые.
Но вот здесь именно что сочетание горлового пения и живой рок-музыки - это прям вау-вау было! Почему вокалисты-экстримальщики не берут на вооружение ещё и такие техники непонятно - крутая же фишка может быть

Да вот сам рад что смог выбраться. Оч круто было, да.

  • 1