Yelkz

... уютный фотобложек для фотовсячины

Previous Entry Поделиться Next Entry
Рим: Циркус Максимус или Большой цирк
Паранормальная шляпа
yelkz


Большой цирк (лат. Circus Maximus, ит. Circo Massimo - произносится как "Чирко Массимо") - римская достопримечательность, которой на самом деле нет. Ну то есть почти нет. В путеводителях любят рисовать картинки как оно выглядело ранее, как там всё было круто и величественно, но по факту до наших практически ничего из этого великолепия не сохранилось (лишь само огромное поле). Ещё кстати Большой цирк любят относить к достопримечательностям Авентинского холма, в то время как по факту как раз он находится в низинке между Авентином и Палатином.
Тем ни менее увидеть-оценить Чирко Массимо лучше всего именно гуляя по Авентинскому холму. Посетив скажем Апельсиновую рощу и полюбовавшись на Магистральную виллу можно по извилистой дороге спуститься вниз:



И попасть как раз на Бельведер Ромула и Рэма: такая смотровая площадка на склоне Авентинского холма, откуда открывается прекрасный вид на противоположные Палатинский холм и собственно сам Большой цирк (на самом деле - просто поле - если заранее не знать, то можно и не понять, что это какая-то достопримечательность):





Здесь же кстати располагается памятник Джузеппе Мадзини - одного из главных деятелей итальянского Рисорджименто (движения за национальное освобождение Италии и либеральные реформы):



Памятник как раз обращен к полю и напротив мы видим примерно такую картину, кажется что этот самый памятник куда более значимая достопримечательность, но всё несколько хитрее:



Итак, Большой цирк был самым обширным ипподромом в древнем Риме. Располагался в долине между холмами Авентином и Палатином. Считается, что состязания на колесницах были впервые проведены здесь ещё царём Тарквинием Приском (ок. 500 до н.э.). Долина между Палатином и Авентином, длиною в 600 и шириною около 150 м, издревле, благодаря своему положению у самой древней части города и чрезвычайно удобной конфигурации местности, служила местом конных ристаний. Весьма вероятно, что игры давались только после конца жатвы (в 366 г. до н. э. ludi Romani фиксированы были на сентябрь). Только в 329 г. выстроен был старт — лат. carceres — из дерева с пестрой окраской. Постоянной построек в то время не было, какие-то временные строения были из дерева. Упоминания о постановке статуй, о постройке ворот, о постановке аппарата с яйцами для счета туров (лат. missus), о приобретении клеток для зверей и т. п. появляются после пунических войн. При Цезаре расширена площадь цирка и вырыт канал (лат. euripus) вокруг арены. В те времена состязания колесниц проходили по прямой — доехав до конца арены колесницы разворачивались и мчались в обратную сторону. Позже, с развитием канализационной системы Рима, под ареной был проложен большой тоннель (примерно 4,5 метров в высоту и 2,5 метра в ширину), в результате чего со временем на арене образовался "хребет". Выравнивание земли на арене перед каждым соревнованием стоили существенных трудозатрат, и поэтому соревнования уже не могли проводиться по старой схеме. Правила соревнований были изменены, и колесницы стали ездить не по прямой, а по кольцу, огибая "хребет" арены. Новый способ проведения конных соревнований быстро прижился, и с тех пор конные скачки стали проводиться на кольцевых ипподромах:



Юлий Цезарь расширил Большой цирк до 600 метров в длину, так что на нём могло разместиться 250 тысяч зрителей (ещё столько же могли наблюдать за соревнованиями стоя). В середине короткой и полукруглой стороны описанного ограждения арены находились ворота, через которые выезжали из Цирка победители на скачках (лат. porta triumphalis). На противоположном конце арены стояли три башни (лат. oppida); в средней были проделаны также ворота, служившие для въезда колесниц внутрь Цирка (лат. porta pompae); между нею и боковыми башнями был устроен, справа и слева, расположенный по дуге круга ряд стойл (лат. carceres) для колесниц и лошадей. Посередине арены тянулась длинная и узкая платформа (лат. spina) с полукружиями на обоих концах и стоявшими на них конусообразными столбами (лат. metae). Эта платформа была украшена сперва одним, а потом двумя обелисками; оба они уцелели и сохранились до наших дней; первый, вывезенный из Египта и водруженный Августом, высится теперь на Пьяцца дель Пополо; второй, ещё больший, поставленный Константином Великим, перенесён в 1588 г. на площадь перед Латеранским дворцом. Кроме обелисков, на платформе в двух местах было помещено на небольших постаментах (без сомнения, в честь покровителя ристалищ Нептуна Eqnestris) по семи изваяний дельфинов, изрыгавших воду в небольшие бассейны, и отдельно от этих фигур, на особых подставках, по семи шаров (лат. ova):



Своей постоянной архитектурной формой Большой цирк обязан Августу. Ряд мест на ближайших ступенях был предоставлен сенаторам и всадникам; зрителей пускали на основании особых, ненумерованных бронзовых марок-билетов. К этому времени относится описание Дионисия Галикарнасского. Согласно этому описанию, нижний этаж мест для зрелищ был каменный, верхние два — деревянные; внешние аркады были одноэтажные, в них помещались лавки, трактиры и т. п. Carceres представляли собой портик с двенадцатью арками для ворот и средним порталом. Клавдий создал мраморные carceres и золоченые меты; Нерон в 63 году приказал засыпать Цезарев канал, чтобы дать больше места всадникам. Пожар 64 года уничтожил, вероятно, только деревянные части; в 68 году в цирке вновь даются роскошные празднества. В 81 году Титом были выстроены великолепные ворота на южной короткой стороне цирка:



Эпохой в жизни цирка было правление Траяна, расширившего места для зрителей в очень значительной мере, частью на месте выстроенной Домицианом, а теперь уничтоженной императорской ложи. Домициан проложил дорогу от цирка к своему дворцу.[3] И после Траяна значительная часть мест была сплошь деревянная, как показывают повторные случаи обвалов, стоившие жизни тысячам зрителей. При Константине цирк был основательно реставрирован; spina украсилась новым обелиском, вывезенным из Гелиополя:



Ещё в VI веке Теодорих поддерживал цирк; последние игры дал Тотила в 549 году. Наиболее массивное цирковое сооружение — арка Тита — стояло до XII в. В Средневековье каменные сооружения цирка были разобраны на постройку новых зданий и в общем практически ничего от старинных зданий не сохранилось (сейчас какие-то небольшие работы археологические ведут, но по сути дела - это пустырь):



Малую часть сохранившихся строений Большого цирка можно увидеть со стороны Виале Авентино (главная улица Авентинского холма, собственно если двигаться со стороны Амфитеатра Флавиев в сторону Авентина - это будет как раз по этой дороге):





Если спускаться со стороны Апельсиновой рощи к памятнику Джузеппе Мадзини, то как раз можно выйти к центру бывшего ипподрома, отсюда проще оценить его мастшабы (представляя, что всё это было застроено - картинки-реконструкции можно найти в любых путеводителях). Отсюда же открывается хороший вид на противоположные Палатинский холм:







Ещё один вид на Чирко Массимо (на мой взгляд - самый живописный) можно получить если подойти к полю со стороны церкви Санта-Мария-ин-Космедин (да-да - это где Уста Истины):





И да, несмотря на то, что сейчас территориия Циркуса Максимуса это по сути дела исторический центр города - эту территории никак не застраивают - в память о бывшей величественной достопримечательности. Кстати здесь проводятся различные крупные общественные мероприятия (например, рок-концерты). В целом же - просто огромное поле как напоминание о былом величии




Избранные записи из этого журнала

  • Рим: прогулка по Авентину

    О том, что Рим стоит на семи холмах знаю наверное все. Семь холмов - основа сложения Вечного города и один из его символов. Но вот как правило из…

  • Рим: Апельсиновая роща на Авентинском холме

    Это место на вершине Авентинского холма носит официальное название парк Савелло (Parco Savello), но скорее всего слушая рассказы о Риме вы вряд…

  • Рим: Вид с Авентинского холма

    Рассказываю про апельсиновый сад на Авентинском холме я упомянул также, что там имеется неплохая смотровая площадка. Нет лучше способов обзора на…


  • 1
интересно! Олег, спасибо! вот такие осколки былого величия всегда особенно завораживают, а если знать и историю места, то вообще легко на мгновение перенестись в прошлое)

Всегда пожалуйста! ;-)
Я потом ещё (как доберусь) сделаю постик (может даже не один) про Остию - это пригород Рима - неплохо сохранившиеся развалины античного города - тоже интересно

О! Остия - это моя мечта! очень привлекает и потому, что там можно подышать развалинами античного города и потому, что из Остии Чезаре Борджа на корабле отправился в Испанию)

Собственно у меня будет рассказ про две Остии: Остия-Антика (это она как раз - развалины античного города) и Остия-Лидо - это мой рекорд пребывания на море (пришёл на берег, постоял минут 5, мне хватило - пошёл назад, бгггг)

замечательно! буду ждать!
но ведь здорово, что из Рима можно быстро доехать до моря)

Ну это да - я просто не любитель пляжного отдыха! Поэтому просто доехал полюбопытствовать-посмотреть. А так-то платные пляжи там есть вполне неплохие, наверняка если поискать - бесплатные тоже имеются

пляжный отдых тоже не мое, мне море больше для прогулки вдоль берега, посидеть на песке послушать шум волн, подышать, полюбоваться, сбежать от суеты)

Ну это тогда точно не в Остиа-Лидо - там слишком суетливо и людно: бесконечные пляжи, прибрежные кафе и виллы, а чуть севернее вообще Фьюмичино (собственно уже из Остии видно взлетающие и садящиеся самолёты)

я думаю, что до Остии лучше доехать не в сезон, когда пляжи пустынные)

Охо-хо! Прямо как я. Мы тоже съездили на поезде в эту Остию постоять на берегу пять минут.

Ну понятное дело, что основное для меня было всё-таки Остия-Антика - где вполне такие интересные развалины... Остия-Лидо это уже так - бонусом погулять-заценить (а то как же так - быть там и не заглянуть на море)

Я помню на меня огромное впечатление его масштабы произвели.
А на туристических картах он конечно обозначен, как будто и все трибуны на месте :)

Ну вот в том-то и дело: я мельком разглядывая карты решил, что вот - сейчас ещё один колизей заценю - только ещё больший... а там чистое поле такое оказалось...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account