Yelkz

... уютный фотобложек для фотовсячины

Previous Entry Поделиться Next Entry
Трейнспоттинг: Локомотив М62
Паранормальная шляпа
yelkz


Локомотив М62 - весьма легендарный советский грузо-пассажирский тепловоз с очень интересной историей, который несмотря на приличный возраст ещё нет-нет да встречается на железных дорогах России и странах бывшего СССР.
Когда первый раз мне попались эти локомотивы на глаза - они вызвали большое удивление: во-первых, они выглядели куда меньше обычных локомотивов (напоминая скорее маневровые) - но при этом работали судя по всему как раз не на маневровых работах. Во-вторых (это уже когда начал вникать более серьезно), удивляля буква "М" в обозначении. Ну то есть обычно все тепловозы маркировались "Т" (тепловоз), вторая буква была либо "Э" (электропередача), либо "Г" (гидропередача), буква "П" обозначала пассажирский. Были правда ещё чешские "Ч" - но вот что за М такой... короче крайне любопытный на первый, да и на второй взгляд тепловоз.



М62 (от венгерского слова "Motormozdony" — тепловоз, локомотив, 6-осный, 2-го типа) — грузо-пассажирский тепловоз (осевая формула - 30—30), созданный в 1965 году и выпускающийся на Луганском тепловозостроительном заводе с 1965 года. Откуда же венгерское обозначение, если производились в Луганске? История началась в 1961 году, когда Венгерские железные дороги закупили у шведской фирмы «Nydqvist och Holm AB» (NOHAB) 20 тепловозов «Di3» мощностью 1950 лс, которым дали обозначение M61. Советское руководство было очень недовольно, когда узнало об этой покупке. После этого случая странам социалистического лагеря была запрещена закупка локомотивов у капиталистических стран. В то же время на Луганский тепловозостроительный завод был отправлен приказ в срочном порядке разработать тепловоз в габарите европейских ЖД для колеи 1435 мм с мощностью силовой установки 2000 лс.



Изначально на роль экспортного образца планировался ТГ102 с гидропередачей, однако модель оказалась не очень удачной и было принято решение о создании нового тепловоза с электропередачей, получившего венгерскую серию М62, следующую после нохабовского М61. Это же обозначение стало применяться и в Советском Союзе вместо запланированного ТЭ112 (что нетипично для наших железных дорог). Первые опытные экземпляры были построены в 1965 году. Один из таких образцов (с номером 1) можно увидеть в музее РЖД в Санкт-Петербурге в канонинчной красной расцветке:



Тепловоз строился на Луганском тепловозостроительном заводе и поначалу поставлялся только в социалистические страны. В Польше он получил индекс ST44, в ГДР сначала V 200, потом BR 120, затем BR 220 (смена единой классификации), в ЧССР Т679.1 — потом изменили на 781, в КНДР — К62, на Кубе — 61.6. Тепловоз также поставлялся в Монголию в двухсекционной модификации под индексом 2М62М. В связи с началом выпуска М62 в Чехословакии на ЧКД был прекращён выпуск тамошнего тепловоза T 678.0.



В новой машине многое было заимствовано из конструкции тепловозов ТЭ10 (тележка, схема электропередачи, схема приводы вспомогательных агрегатов). Но благодаря удачной компоновке и некоторым другим конструктивным особенностям машинисты оказались очень довольны этим тепловозом. Хотя тут не обошлось без одного курьеза — проектируя тепловоз под западный габарит, пришлось немного пожертвовать КПД тепловоза, который оказался чуть ниже, чем у ТЭ3. Из крупных недостатков, выявившихся в ходе эксплуатации, можно назвать сочетание малой ёмкости топливного бака с чрезмерной прожорливостью двухтактного дизеля. Этот недостаток, естественно, перекочевал на 2М62, только на 2М62У топливный бак стал больше.



С 1970 года тепловозы этой серии (с номера 1003) стали строиться для эксплуатации на железных дорогах колеи 1520 мм Советского Союза. Часть локомотивов, построенных для Советских ЖД, предназначались для эксплуатации на колее 1435 мм в приграничных районах. Всего построена 721 машина (№ 1003—1723) - дальше пошли различные модификации (в том числе и двухсекционные). Именно эти локомотивы (как оригинальные, так и последующие модификации) можно встретить у нас на железных дорогах:





Причем встречаются до сих пор как в традиционной расцветке МПС:



Так и в современной корпортативной раскраске РЖД. Тепловозы семейства М62, исчерпавшие моторесурс ДГУ, модернизируются. В большинстве случаев двухтактный дизель 14Д40 заменяется на четырёхтактный 2Д49 (мощностью 2000 лс).



На примере М62 как раз хорошо видны отличия габаритов европейских дорог от отечественных: вроде не такая большая разница, а локомотив кажется меньше и уже вагонов (с обычными локомотивами вагоны получается примерно вровень):









Из всех многочисленных модификация М62 наиболее любопытной является односекционный ДМ62, 1982—1994 гг. Использовался в составе боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) РВСН «Молодец»; каждый из поездов БЖРК оснащался 3 тепловозами. Отличается от «базового» М62 рядом изменений, призванных повысить надежность и «живучесть» тепловоза, некоторые из них позже были использованы при создании 2М62У. Внешне можно отличить от обычного М62 по бесчелюстным тележкам, блочным буферным фонарям, панелям секционирования, связи и управления (ПССУ — «коробки» под лобовой номерной табличкой), регулируемому путеочистителю. На номерной табличке литера Д не ставилась (если ставится сейчас, то это местная самодеятельность). Всего было построено 154 машины (№ 1724—1877). После расформирования БЖРК все тепловозы были переданы на ЖД общего пользования и в промышленность для обычной работы. Один из таких локомотивов можно также увидеть в музее







М62 около Выборга:



М62 со служебным составом около выборгского залива:



Последний тепловоз (в модификации 2М62У) был построен на ЛТЗ в 2001 году. Ввиду того, что в принципе локомотив уже весьма устаревший, думалось, что история М62 заканчивается. Старые тепловозы потихоньку выводят из эксплуатации, на замену приходит что-то новое. Однако оказалось, что кто-то пытается им продлить жизнь. На железнодорожной выставке ЭКСПО-1520 была представленна глубокая модернизация 2М62УМ, выполненная латвийским предприятием CZ Loko. Сохранена ходовая часть, однако полностью переделаны кузов и кабина, а также установлены более современные немецкие дизельные двигатели. Пока что выпущено 5 таких локомотивов, ну а дальше время покажет - будут ли они где-то внедряться в больших количествах:















Метки:

Избранные записи из этого журнала

  • Трейнспоттинг: Локомотив 2ТЭ10М

    ТЭ10 (тепловоз с электрической передачей, тип 10) - семейство советских и украинских тепловозов с секционной мощностью 3000 л.с., выпускавшихся в…

  • Трейнспоттинг: Локомотив 2ТЭ10У

    Семейство советских и украинских магистральных тепловозов ТЭ10 (тепловоз с электрической передачей, тип 10) выпускалось на Луганском…

  • Трейнспоттинг: Локомотив 2ТЭ116

    Локомотивы 2ТЭ116 ( 2-секционный Тепловоз с Электрической передачей, тип 116) - серия магистральных тепловозов, производившихся в СССР и на…


  • 1
Раритет! Все-таки что бы не говорили, но красный цвет не подходит для локомотивов!

Мне старая МПС-овская раскраска тоже нравится больше (зеленый цвет, желтые полосы - вот это всё - стильно, приятно). Но это всё-таки если разобраться другая страна была, другая эпоха. Сейчас вот подходы изменились... И по мне лучше уже хоть как-то красить, чем когда ездят с облупившейся краской и проступающей ржавчиной...

А мне вот красный, как и оргинальный, тоже понравился..

Олег, а «новые немецкие дизельные двигатели» это чьи? Не в курсе? Я просто у ннмцев знаю, пожалуй, только Deutz A.G. — кто большими дизелями занимается, но вот они ли? Ведь ещё кто-то есть наверное...

Касаемо 2M62УМ - у них устанавливаются два ДВС MTU 16V 4000 R43 и генератор тяги Lechmotoren
Я если честно в этих вещах слабо разбираюсь =)

Здорово! Спасибо, Олег! Как и всегда очень интересно

Машки хороши! наконец тоже удалось за работой их в Москве прошлым летом снять

Я признаться их долго ловил! В наших краях не водятся от слова совсем. А сколько приходилось ездить-путешествовать - только издалека. Вот только прошлым летом в Питере и поймал впервые (то что на фото).
У меня кстати ещё большая страсть к такого рода поездам, потому что они старые и потихоньку уходят из эксплуатации. Вот судорожно пытаюсь находить-ловить действующие

  • 1
?

Log in

No account? Create an account