?

Log in

No account? Create an account

Yelkz

... уютный фотобложек для фотовсячины

Previous Entry Поделиться Next Entry
Обслуживание тепловых сетей
Паранормальная шляпа
yelkz


С тепловыми сетями всё в общем просто и понятно. Где-то теплоноситель (ну то есть воду - теплоносители могут быть разными - но в жилых домах воду используют) нагревают до нужной температуры, дальше по трубам гонят до нужной точки, и уже дома есть горячая вода в кране и тепло в батарее. Ну то есть можно конечно вникнуть в процесс поглубже, но это всё равно не особо зрелищно - посмотреть со стороны насосные станции и котлы, ну может ещё трубы с кранами и задвижками. Эксплуатация - тоже самое. Ну трубы идут (или скорее под землей лежат в бетонных лотках), ну прорвало такую трубу зимой - из под земли потекла вода и повалил пар. Приехал экскаватор, всё раскопал, трубы поменяли...
В общем когда предложили экскурсию я как-то засомневался - ну что тут может быть любопытного. Но в общем стремление как-то поглубже вникнуть в нюансы той или иной деятельности взяли вверх и я всё-таки согласился. В конце концов так-то мы обо всём понемногу знаем поверхностно, самый интерес же чуть поглубже вникнуть в природу привычных повседневных вещей.

Посмотреть как вообще зимой работают с тепловыми сетями нас позвал саратовский филиал «Т Плюс» (с ними уже доводилось общаться во время экскурсий на ТЭЦ-5 и СарГРЭС). Я если честно отчаялся понять все эти структуры и взаимоотношения этих многочисленных компаний, в данном случае важно понимать следующее. Есть компания, которая обслуживает тепловые сети. То есть осуществляет транспортировку теплоносителя от источника до потребителя, эксплуатацию тепловых сетей, контроль температурных режимов и контроль качества, а также занимается устранением аварий, эксплуатацией и модернизацией:



Эксплуатация в Саратове подразделяется на три района:
- 1-й район обслуживает центр города (база находится на Большой Садовой, 249)
- 2-й район обслуживает Заводской район (Азина, 17)
- 3-й район обслуживает Ленинский и часть Кировского районов (Блинова, 17)
Всё руководство, управление и многие службы располагаются на Чернышевского 118 (в районе СарГРЭС). Собственно именно там ещё в советской время было создано территориальное управление по теплоснабжению как часть Саратовэнерго. Но сейчас я так понимаю со всеми этими разделениями-дроблениям "Т-плюс" отдельно, "Саратовэнерго" отдельно и вообще структуру и их взаимотношения понятно довольно сложно:



Откуда берётся горячая вода. В первую очередь это разумеется ТЭС, коих в Саратове аж четыре (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-5 и СарГРЭС). Ну то есть большое заблуждение, что теплоэлектроцентрали заточены под производство электричества, а уж тепло там по остаточному принципу идёт. Как раз они именно для того и проектировались, чтоб в равной мере производить и тепло и электроэнергию, тем самым повышая КПД всей системы. В общем большую часть тепловой энергии дают именно крупные станции:



Помимо этого разумеется есть различные котельные. Самые разные. Есть отдельно стоящие здания (порой очень крупные), есть вот такие небольшие домовые котельные (на пару домов и детский садик/школу например) размещенные например в подвале как в данном случае (можно всегда определить по длинной трубе). Всего в ведомстве компании находится 107 котельных в Саратове. Плюс к этому есть ещё так называемые ЦТП (центральные тепловые пункты) - осуществляющие перекачку и распределение теплоносителя. Также там происходит подмешивание: исходная температура составляет 95 градусов, однако в дома подают обычно 65-75 градусов, понижение температуры происходит например подмешиванием обратного теплоносителя или подачей сторонней холодной воды. Всего 118 ЦТП плюс ещё 10 насосных станций:



Всего в эксплуатации находится 1018 км тепловых сетей. Часть труб могут быть вот такими огромными-магистральными (те кто ездят по Соколовой/Шехурдина могут их наблюдать):



Часть труб диаметром поменьше - это уже внутриквартальные коммуникации. А вообще большая часть труб пролегает вообще под землей. Собственно и в надземной, и в подземной прокладках есть плюсы и минусы. Например нам пожаловались, что вот в Заводском районе надземные магистральные трубы постоянно утепляют (дабы минимизировать потери тепла), а местные жители эти утепление рвут и вообще всячески вандалят. Ну про подземную прокладку всё понятно. Так-то их не видно не слышно, пока не случилось прорыва. Вот тогда начинается веселье с перекопанными улицами:



И ещё сюда же один момент. Даже в плане тепловых сетей в Саратове есть разные компании, то есть труба с горячим водоснабжением - это далеко не всегда "Т-Плюс". Может быть ТЭГК например, может быть какой-нибудь управляющей компании, скажем для жилого комплекса сделана собственная внутриквартальная разводка (может быть даже котельная собственная). Ну плюс ещё есть трубы с холодной водой (тот же водоканал), одним словом если всё заливает водой и из под земли валит пар - даже сразу и непонятно куда звонить и кому жаловаться...



За всех не скажу, но здесь есть диспетчерский центр тепловых сетей, которые всю свою инфраструктуру вроде ЦТП, котельных и тысячи с лишних километров труб внимательно мониторит (причем есть отдельно смена по тепловым сетям и смена по котельным):



Из 107 котельных 64 полностью автоматизированы (и одна насосная станция полностью автоматизирована) - ну то есть человеку там постоянно находиться не нужно: достаточно обходчика которые с определенной периодичностью заглядывает внутрь и проверяет что всё нормально плюс имеются камеры, к которым в любой момент можно подключиться и посмотреть. На остальных станциях сидят люди и следят, соответственно обо всём что происходит они сообщают по телефону, а начальник смены уже заносит их данные в общую базу:



Соответственно весь мониторинг тепловых сетей осуществляется отсюда. В случае возникновения какой-то внештатной ситуации (утечки, инцидента или аварии) сразу же локализуется участок. Скажем если происходит утечка, то сразу в ЦТП фиксируют что началось падение давление и и начался забор воды, соответствующая информация приходит диспетчеру (автоматически или посредством оператора котельной) и принимается соответствующее решение:



Из центра на место происшествия выезжает диагностическая служба (диагносты работают на все три района сразу). Нас за компанию одевают в форму (ну по правилам все должны ходить в спецодежде и касках - на выезде нам ничего не грозит, ибо условия тут щадящие - но условия могут быть разные и в общем правила для всех):



Собственно происшествия на тепловых сетях можно разделить на три типа:
- утечка
- инцидент
- авария
Начать следует с последнего.
Аварийная ситуация - это когда отключение теплоснабжения в результате происшествия происходит без предупреждения. Ну то есть грубо говоря в независимости от того, что где-то может разморозиться система надо отключать. Ибо последствия аварии ещё хуже.
Инцидент - это когда отключение теплоснабжения происходит заблаговременно и потребителей информируют (может кстати и без полного отключения обойтись - пустить там в обход по резервной схеме или в обратную - это чревато падениями температур - но полной разморозки может не происходит). Инцидентами считаются происшествия на трубах диаметром больше 300 мм. Всё остальное это утечки. Тоже неприятно, но в общем и не так критично. Что показательно о ликвидации таких утечек потребитель может даже и не узнать (отключение кратковременное). Опять же - большинство такого рода утечек исправляется в период потепления (дабы временные отключения теплоснабжения не сказались на обогреве жилых домов и социальных объектов). В общем как раз на локализацию такой утечки мы и отправляемся:



Диагностические бригады кстати оснащены достаточно современным оборудованием (а не ломами, которыми они обстукивают трубы на предмет деформаций - ну по крайней мере так их себе представлял я до поездки). Вот так например выглядят корреляционные течеискатели. Ставятся на трубы на какое-то время, принцип - поставил, уехал на другой объект, через время вернулся - снял показания и что-то понял:



Имеются ещё вот такие более мощные корреляционные течеискатели, но на этом выезде они не нужны (просто нам показали что вот есть такие):



А вот здесь понадобится вот такое хитрое устройство - акустические течеискатель:



Инженер с таким устройство идёт вдоль трубы и внимательно в наушниках слушает. Как шутят для такой работы надо идеальный музыкальный слух:





Также вспомогательно на таких работах используется тепловизор:



И трасоискатель (ибо при "раскопках" возможно пересечение с другими коммуникациями):



Собственно диагностическая бригада выезжает на место (вместе с ними сразу прибывают уже эксплуатационные бригады - уже от своего района):





Собственно от котельной (где зафиксировали утечку) идут по тепловым камерам (сначала вскрывают их - чтоб определить откуда именно идёт утечка) - такие люки расположены на местах разветвления коммуникаций и через какие-то определенные промежутки. Находят, что утечка произошла на участке примерно в 40 метров между домом и такой вот камерой (определяется в общем аналитически исходя из схемы тепловых сетей, наличия/отсутствия влаги в камерах и прочих факторов). Стоит заметить, что внешне никаких утечек в виде бьющей из под земли воды, идущего пара и прочего никак не фиксируется:



Инженер с акустиеским течеискателем идёт вдоль трубы и слушает внимательно, ищет течь:



Привязка тросом в данном случае требование избыточное - но вообще возможны ситуации размыва грунта в результате утечки и специалист может натурально провалиться под землю - трос нужен чтоб в таких случаях оперативно его вытащить:



Место утечки теплоносителя находится:



И помечается. Скоро сюда подгонят экскаватор и начнут раскапывать (под землей там расположен бетонный лоток, по которому и идут трубы - копают до лотка, лоток вскрывают и дальше осущствляют работы):



Параллельно с поиском течи эксплуатационная бригада договаривает об отключении участка и готовится ремонтная бригада. Все работы такого рода обычно можно провести в течении одного дня (раскопали, отремонтировали, закопали):



В период отопительного сезона (обычно где-то с середины октября/ноября по апрель) обслуживание тепловых сетей сводится только к разного рода ремонту: устранение течей, аварий. Количество выездов может варьироваться. Так скажем в день когда мы смотрели были запланированы две работы. Когда идёт потепление (благоприятное время для осуществления работ) в среднем по восемь обычно. Пиковые же работы бывают и по 15 (в теории можно и больше с привлечением сторонних организаций - но обычно до этого не доходит). Следует также сказать, что в теплое время эти бригады не сидят без дела - в это время осуществляется плановые и капитальные ремонт коммуникаций, модернизация сетей и оборудование а также строительство новых участков. В общем если разобраться непрерывная и довольно скучная-рутинная, но от этого ничуть ни менее необходимая работа, которую обычные люди в общем и не замечают пока всё работает нормально!


Избранные записи из этого журнала

  • Саратовская ГРЭС

    В рамках блог-туров, посетили один из старейших действующих энергетических объектов не только Саратова, но и России в целом - Саратовскую ГРЭС.…

  • Экскурсия на Саратовскую ТЭЦ5: часть 2

    Помимо экскурсии по ТЭЦ-5 пообщались с руководством станции: на вопросы блогеров ответили и просто рассказали много интересного директор ТЭЦ-5…

  • Экскурсия на Саратовскую ГЭС. #balakovotour

    В рамках блог-туров, организованных саратовским ЖЖ-сообществом, посетил Саратовскую гидроэлектростанцию, расположенную на Волге в городе Балаково.…


  • 1

Жаль не удалось поехать с вами!) я догадывался, что они не шаманским способом определяют проблемы, но столь технологичные устройства прям удивили и порадовали.


Хе-хе! Прогресс не стоит на месте.
Сами все в гаджетах, а всевозможные службы чем хуже. Ну то есть во всех сферах потихоньку модернизируется, просто часто медленнее чем хотелось бы...

  • 1