?

Log in

No account? Create an account

Yelkz

... уютный фотобложек для фотовсячины

Previous Entry Поделиться Next Entry
Рим: Пантеон
Паранормальная шляпа
yelkz


Пантеон (лат. panthevm, др.-греч. πάνθειον — храм или место, посвящённое всем богам, от др.-греч. πάντες — все и θεός — бог) — «храм всех богов» в Риме - древний языческий храм, позже освящённый как христианская церковь Святой Марии и Мучеников, посвященный сразу всем римским божествам. Этот архитектурный объект дохристианской эпохи сохранился до сих пор в практически неизменном виде и поражает своим величием не только специалистов-археологов, но и простых туристов.



Вообще стоить заметить, что несмотря на свою известность и многочисленные исследования, с Пантеоном далеко не всё так понятно (есть какие-то пробелы в истории), а посему возникают многочисленные спекуляции (могут в своих рассуждениях дойти даже до "это посмотроили инопланетяне-рептилоиды"). Ну начать хотя бы с того, что несмотря на двухтысячелетнюю историю здание довольно неплохо сохранилось в своём первозданном виде. Конечно сейчас оно выглядит более ветхим-запущенным (где-то мрамор облетел и проступили кирпичи, где-то трещины пошли, где-то вообще поистёрлось), но в целом здание выглядит примерно также каким оно и задумывалось при постройке.



Кстати про постройку. Первым делом я наткнулся на фразу в вики: "современный Пантеон построен в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой". Хорошо думаю, а что же случилось со старым Пантеоном тогда и как он выглядел? И вот тут-то как раз и начинаются неопределенности. Имеется информация, что перед строительством Пантеона на этом месте функционировал округлый бассейн, но после пожара император решил отдать дань богам и построил храм всех богов (именно от бассейна Пантеон берет свои округлые формы). Архитектором проекта выступил Апполодор Дамасский, который решил пристроить еще к цилиндрическому зданию вход в виде портика, тем самым придав сооружению нынешний вид. Пишут что построен храм был в 27-м году до н.э. А дальше были какие-то пожары, разрушения и в итоге восстановили как раз к 126-му году уже нашей эры в первозданном виде. По другой версии возможно строительство продолжалось больше 150-ти лет, ну то есть Агриппа просто заложил храм, а к 126-м году он был достроен и открыт при императоре Адриане. Так или иначе латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это»:



Пантеон представляет собой огромную ротонду, накрытую полусферическим куполом диаметром 45 метров. Зодчие смогли достичь гармонического равновесия между высотой здания и его диаметром. Благодаря инженерным расчетам, купол не давит на посетителей своей массой, а торжественно возвышается, подобно небосводу. По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре. Он отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа.



С одной стороны если смотреть со стороны здание выглядит обветшалым и старым. С другой учитывая возраст здания вообще не понятно как оно до сих пор сохранилось, а не рассыпалось по кирпичикам. К тому же если опять покопать историю - о здании ничего не было известно на протяжении почти девятисот лет. Одно из упоминаний датируется седьмым веком, дальше летописей не сохранилось и появляется уже только в шестнадцатом веке. Одним словом можно сказать хорошо сохранилось. Что характерно, по всем ислледованиям отсутствуют следы перестроек (что было типично для того времени - в оснонову какого-то более современного здания клали остатки старых построек):









Цельные гранитные колонны центрального портика были привезены из Египта (оттуда вообще много чего любили везти). Тоже за такое время сохранились просто прекрасно:







Пантеон расположен на площади Пьяцца-делла-Ротонда открыт для всех желающих с 8.30 до 19.30 по будням и с 9.00 до 18.00 в воскресенье (посещение совершенно бесплатное):



На площади находится красивый фонтан. Он был разработан известным архитектором Джакомо делла Порта в 1575 году и выполнен из мрамора Леонардо Сормани. В 1711 году папа Климент XI велел архитектору Филиппо Баригнони разработать новый проект фонтана, который бы включал другой бассейн, сделанный из камня, и обелиск Рамзеса II, расположенный в центре на постаменте с четырьмя дельфинами у основания (да-да-да - это ещё один из римских обелисков):



Про упоминание храма в 7-м веке. Поскольку изначально строение было сугубо языческим, многие христиане хотели его разрушить. Храм сберегли благодаря императору Фоке. В 608 году император отдал Пантеон папе Римскому Бонифацию IV, который освятил языческий Пантеон в христианский. Также Папа Римский приказал перенести останки первых христиан в бывший языческий храм. 13 мая 609 года языческий храм был освящён как христианская церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires). День 13 мая стал отмечаться как праздник всех святых. В середине VIII века папа Григорий III освятил 1 ноября в честь всех святых одну из капелл собора святого Петра и в честь этого события передвинул дату празднования дня всех святых на 1 ноября. С того времени дата 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых (да-да-да, Хэллоувин - это день _накануне_ Дня всех святых):



Попав внутрь храма можно оценить его главную особенность - сферический купол-свод. Имеет диаметр около 43 метров и состоит из окружностей, которые легко прочитываются благодаря кессонированному потолку (кессоны - квадратные углубления для облегчения веса конструкции потолка). Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри всё пространство, соответствующее внутреннему объёму цилиндра и половине сферы:



Вес купола составляет около пяти тысяч тонн. С увеличением высоты свода, его толщина и масса уменьшаются. Так, например толщина бетонной массы в основании равна 6 метрам (такую же толщину имеют стены пантеона - таковыми они сделаны для того, чтоб удержать вес купола себе), а возле Ока Пантеона – 1,5 метра:



Главная особенность Пантеона – отсутствие окон. Существует только отверстие в центре крыши, называемое «окулюс». Это «окошко» является единственным отверстием наружу, откуда и поступает свет. Диаметр отверстия – 9 метров. Само отверстие при строительстве интерпретировалось как небесное всевидящее око. При постройке под «окулюсом» находился алтарь. Также вокруг отверстия, около стен, находились статуи богов. На протяжении года, когда Земля меняла свою позицию на орбите, свет падал на определённую статую в своё время года. Таким образом, оказывалась честь каждому богу, причём в равном количестве:



Купол пантеона является крупнейшим в мире бетонным неармированным куполом. Учитывая возраст сооружения, купол является самой большой загадкой этого сооружения. Исследователи сообщают, что нижние ярусы купола сделаны из более твердого бетона, чем верхние. А в бетон верхних ярусов была подмешена пемза для облегчения конструкции. Существует много легенд о его постройке. Одна из них гласит, что сразу при строительстве изнутри храм заполнялся землёй, перемешанной с золотыми монетами. После окончания постройки Агриппа сказал, что каждый нашедший золотой, мог забрать его себе. Через несколько часов земли в Пантеоне не было:



Так или иначе, если снаружи храм выглядит соответственно своему возрасту, то внутри всё очень красиво и нарядно. Кстати даже мраморный пол в отличном состоянии (хотя казалось бы за столько должен был и стерется):





Часть пространства кстати заполнена лавочке как во всех храмах - не обязательно даже присутствовать на службе - можно просто посидеть-передохнуть, к тому же в храме даже в летний зной довольно прохладно:











В Пантеоне кстати (как и в других храмах) имеются захоронения, которые начали делать уже в новое время (если не считать эпизода с переносом захоронений в 7-м веке когда освятили данный храм как христианский). В настоящее время в Пантеоне находятся могилы Рафаэля Санти (1483-1520), архитектора Бальдассаре Перуцци (1481-1536), живописца Аннибале Карраччи (1560-1609), композитора Арканджело Корелли (1653-1713), короля, объединившего Италию — Виктора Эммануила II (1820-1861), короля Умберто I (1844- 1900). Хоронить великих людей Италии в Пантеоне начали только начиная с XVI века, а в XVIII веке французы построили свой Пантеон в Париже и так же начали хоронить в нем великих людей Франции.
Захоронение Виктора Эммануила II:



Захоронение Рафаэля Санти:



Ну и напоследок - взгляд на Пантеон со стороны - его всегда легко опознать по сферическому куполу - этим он очень хорошо выделяется:



Хорошо видно, что застройка в этом районе очень плотная (да-да-да - те самые узкие итальянские улочки там внизу и где-то среди них - Пантеон):



И с другого ракурса - опять-таки Пантеон очень хорошо выделяется. Необычное и величественное здание, что ни говори:




Избранные записи из этого журнала