?

Log in

No account? Create an account

Yelkz

... уютный фотобложек для фотовсячины

Previous Entry Поделиться Next Entry
Рим: Витториано
Паранормальная шляпа
yelkz


Какие-то достопримечательности считают несомненно культовыми и непременно заслуживающими внимания. Какие-то напротив излишне распиаренными и внимания не стоящими (ну разве что для галочки). А если достопримечательности крайне спорные. И наверное можно было бы оставить их осмотр посещение на усмотрение самих туристов, но нередко так происходит, что мимо них просто невозможно пройти мимо - они всенепременно попадутся на глаза. К таковым в Риме например относится Витториано (итал. Il Vittoriano) — монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II. Скажем мне оно врезалось в память ещё когда я двигался на машине из аэропорта в отель и turist mode у меня не активизировался: я просто лениво созерцал в окно меняющиеся пейзажи, не пытаясь что-то выделять. И тут делая круг по какой-то площади (это конечно была площадь Венеции, но тогда у меня ещё привязка "визуальный образ - карта" не включилась) я увидел это огромное сооружение и такой "ОГО, какое оно всё-таки огромное в живую". Ну и потом в течении наших прогулок по Риму мы неоднократно проходили мимо - проигнорировать Витториано не получилось бы при всём желании!



Итак, что же это такое?! Это действительно огромное сооружение высотой более 80 метров. Монумент характеризуется чрезмерной эклектикой и нагромождением различных деталей, характерных для древнеримских сооружений (колонны, барельефы, статуи и др.) Основную часть строения образует монументальный неоклассический портик с колоннами коринфского ордера. По бокам к нему примыкают два пронаоса, тоже коринфского ордена, напоминающие храм Ники Аптерос на афинском Акрополе. Пронаосы увенчаны бронзовыми статуями, изображающими квадригу Виктории, богини победы. Выступающая передняя часть, к которой ведет лестница и наверху которой стоит памятник Виктору Эммануилу II, — Алтарь отечества (Altare della Patria); иногда так называют и весь монумент.



Полное название сооружения - памятник Виктору Эммануилу II. После смерти короля итальянские власти в 1878 г. решили возвести монумент, который восславил бы «Padre della Patria» («Отца отечества») и вместе с ним весь период Рисорджименто (так называется период национально-освободительное движение итальянского народа против иноземного господства, за объединение раздробленной Италии - Мадзини, Гарибальди - вот это вот всё). В 1880 г. был объявлен первый международный конкурс, на котором победил французский архитектор Анри-Поль Нено, но он был отвергнут как неитальянец. В 1882 г. объявили ещё один конкурс (только среди итальянцев) с указанием подробного перечня требований: «Комплекс должен быть воздвигнут на северном склоне Капитолия, на оси виа дель Корсо; в него должны входить бронзовая конная статуя короля и сооружение-задник, произвольной формы, но закрывающее расположенные за ним здания и боковой фасад церкви Санта-Мария-ин-Арачели». Конкурсанты получили год на составление проекта. Было представлено 98 проектов, в финал вышло три, и королевская комиссия единогласно отдала предпочтение проекту молодого архитектора Джузеппе Саккони из Марке.



Его первоначальный проект, один из самых масштабных в XIX веке, предусматривал использование римского травертина, но в конечном счете главным материалом для памятника стал боттичинский мрамор из провинции Брешия, лучше поддающийся обработке и происходивший с родины Джузеппе Дзанарделли, видного политика, который и составил королевский указ о строительстве памятника. Саккони при разработке проекта вдохновлялся такими громадными античными ансамблями, как Пергамский алтарь и храм Фортуны в Пренесте. Витториано остается крупнейшим сооружением из боттичинского мрамора.



Чтобы построить что-то новое на склоне Капитолия, прежде всего с 1885 по 1888 гг. пришлось конфисковать и снести множество старых строений по программе, которую утвердил премьер-министр Агостино Депретис. Приступили к сносу обширного средневекового квартала, разрушили Башню Павла III, арку Сан-Марко — путепровод, соединявший дворец Венеции с Капитолием, часть монастыря Арачели и множество более мелких построек; улица Арачели отчасти сохранилась, но больше не пересекала холм. В ходе раскопок обнаружили инсулу Арачели — развалины большого древнеримского дома II в. н. э., с тех пор доступные для осмотра, фрагменты Сервиевой стены и кости мастодонта. Остатки инсулы обнаружились под церковью Санта-Рита (построенной в XI в. и ещё раз в XVII в.), которую с 1928 г. стали разбирать и к 1940 г. восстановили несколько дальше, на углу виа дель Театро Марчелло и виа Монтанара. В 1887 г. во время раскопок вместо сплошной скалы из туфа обнаружились пещера, туннели, песок и глина. По легенде, Саккони за три дня сумел составить проект укрепления пещеры; во время второй мировой войны она даже служила бомбоубежищем. Стоимость строительства с запланированных 9 миллионов лир к концу работ выросла до 27—30 миллионов. В 1889 г. скульптору Энрико Кьярадиа было поручено изготовление конной статуи Виктора Эммануила II; после смерти этого скульптора в 1901 г. её завершил Эмилио Галлори, и в 1911 г. её установили. В 1905 г. умер главный архитектор Джузеппе Саккони, и работы продолжились под руководством Г. Коха, М. Манфреди и П. Пьячентини.



4 июня 1911 г. король Виктор Эммануил III торжественно открыл комплекс в ходе празднеств, посвящённых пятидесятилетию объединения Италии. Впрочем, комплекс дополнялся и позже: квадриги, символизирующие Единство и Свободу, были поставлены на пропилеи между 1924 и 1927 гг., а последние работы закончились только в 1935 г.



Поскольку сам монумент состоит из множества элементов, то разглядывать-изучать заинтересованные люди его могут очень долго (все эти статуи если разбираться что-то да символизируют). Меня же поразили масштабы этого сооружения:







Впрочем по мнению многих, памятник невыгодно выделяется среди прочих римских зданий, поэтому среди римлян распространены различные снисходительно-презрительные наименования данного монумента: «Пишущая машинка» («Macchina da Scrivere»), «Свадебный торт», «Вставная челюсть» и другие. Как этому относиться пусть каждый решает для себя сам. Мне вот такие вещи очень нравятся.



Могила Неизвестного солдата, так называемый «Алтарь Отечества» и постоянно дежурящий тут почётный караул:





Центральная статуя монумента - памятник Виктору Эммануилу II:















Внутри Витториано кстати располагаются два музея: Рисорджименто и знамён военного флота, заглянуть можно хотя бы по пути с капитолийского холма:





Но самое важное для меня - это то, что на лифте (правда за отдельную плату) можно подняться на самый верх монумента (а здание напомню очень немаленькое):



Можно квадриги рассмотреть вблизи:







Но самое важное - это разумеется окрестные виды. Поскольку историческая часть Рима не имеет высотной застройкий - то с вершины Витториано открываются прекрасные виды на окрестности (что я и постараюсь показать в следующий раз):






Избранные записи из этого журнала

  • Рим: Пантеон

    Пантеон (лат. panthevm, др.-греч. πάνθειον — храм или место, посвящённое всем богам, от др.-греч. πάντες — все и θεός — бог) — «храм всех богов» в…

  • Римский оперный театр

    История в общем в такая - в первый же день гуляем мы по римским улочкам, пока что бессистемно, без всякой карты (чисто интуитивно - люблю я так…

  • Римская эклектика

    Говоря об эклектике в контексте архитектуры обычно имеют в виду вполне конкретное направление (и при желании можно привести массу примеров). Мне…


  • 1
  • 1