Yelkz

... уютный фотобложек для фотовсячины

Previous Entry Поделиться Next Entry
Рим: Колизей
Паранормальная шляпа
yelkz


Вообще правильно всё-таки говорить "амфитеатр Флавиев" (лат. Amphitheatrum Flavium) - именно так называется этот знаменитый памятник архитектуры. Однако как я убедился, при этом упоминании многие могут и не понять сразу о чём речь. Зато если ты говоришь "Колизей" (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) - все сразу понимают о чём речь. Более того, "колизеями" называют все подобные амфитеатры (коих кстати с древних времён сохранилось немало и не только на территории современной Италии). Мало того, Колизей не только одно из самых величественных сооружений, а часто вообще выступает символом Рима, как точно также Эйфелева башня является символом Парижа, а башня Елизаветы Вестмистерского дворца (хе-хе, которую все упорно зовут Биг-Беном - хотя это один из колоколов этой башни) — символом Лондона. Более того при схематическом изображении карты Европы Рим часто помечается схематическим изображением Колизея. В общем любой разговор про Рим был бы неполным без амфитеатра.



Вообще про многие достопримечательности Рима я внимательно читал уже после того как я увидел: маршруты у меня прокладывались несколько хаотично и я зачастую не знал, что именно мне попадется на глаза, а что нет. Ну а ко всему не подготовишься. Но вот про амфитеатр Флавиев я читал настолько много в разное время, что в общем вряд ли смог бы узнать что-то новое посетив его в живую.



Соответственно моё посещение сводилось к любованию этим величественным сооружением - рассказывать о нём не очень-то и хотелось, вот любоваться - это да. Тем ни менее несколько фактов всё-таки упомянуть хочется:



Находится в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами. Рядом кстати расположена одноименная станция метро (к слову достаточно аккуратная и удобная - про метро я ещё расскажу отдельно). Фойе станции как раз выходит к фасаду Колизея:



Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира, вместимостью свыше 50 тыс. человек, велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Его начали строить в 72 году н. э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н. э. амфитеатр был освящён императором Титом. Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона:



История Колизея восходит к 68 году, когда измена преторианской гвардии и осуждение Сената заставили императора Нерона после четырнадцати лет деспотического управления государством покончить с собой на загородной вилле неподалеку от Рима. Смерть Нерона привела к восемнадцатимесячной гражданской войне, закончившейся в 69 году. Победу в ней одержал Тит Флавий Веспасиан, которого в наши дни называют просто Веспасианом.



До того как стать императором, Веспасиан принимал участие в подавлении восстания иудеев, начавшегося в 66 году. После этого Веспасиан вместе с Титом в богатых восточных провинциях собирал налоги, чтобы привести в порядок государственные финансы, расстроенные Нероном и гражданской войной. Они возвратились в Рим в 71 году, чтобы отпраздновать победу над иудеями.



Став императором, Веспасиан решил реконструировать центр Рима и упрочить собственный культ, искоренив память о своем предшественнике Нероне. Оставалась нерешённой непростая проблема: что делать с дворцом Нерона, Золотым домом, как его называли, который вместе с прилегающим парком занимал в центре Рима площадь в 120 гектаров. Веспасиан решил разместить в нём имперские учреждения, а озеро возле дома засыпать и построить амфитеатр, предназначенный для развлечений народа. Это было хорошо взвешенное решение: постройкой амфитеатра земли, которыми пользовался Нерон, передавались народу



По оценкам, 100 тысяч заключённых были доставлены в Рим в качестве рабов после войны в Иудее. Рабы использовались для тяжёлых работ, таких как работа в карьерах в Тиволи, где добывался травертин, для подъёма и транспортировки тяжёлых камней на 20 миль от Тиволи до Рима. Команды профессиональных строителей, инженеров, художников и декораторов выполняли ряд задач, необходимых для строительства Колизея. Строительство амфитеатра завершено при императоре Тите в 80 году. Этому строительству Марциал в «Книге зрелищ», называя императора Цезарем, посвятил следующие строки:



Первоначально Колизей назывался по родовому имени упомянутых императоров — Амфитеатром Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium), нынешнее название (лат. Colosseum, Colosaeus, итал. Colosseo) утвердилось за ним впоследствии, начиная с VIII века, и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя



Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии) (предположительно до строительства под ареной подвальных помещений при брате и престолонаследнике Тита императоре Домициане).



При императоре Макрине в 217 году Колизей сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее практически до смерти Теодориха Великого. После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена.



Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. В конце VI века в конструкцию амфитеатра была встроена небольшая часовня, хотя это и не придало заметного религиозного значения зданию в целом. Арена использовалась как кладбище, многочисленные сводчатые пространства и аркады были приспособлены под жильё и мастерские.



С XI века и до 1132 года он был крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римскому сенату и народу. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея.



В 1349 году мощное землетрясение в Риме явилось причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части. После этого на него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио — дворца канцелярии (Cancelleria), Павел III — палаццо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры.



Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII столетия, и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV (1740-58). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц.



Колизей в настоящее время находится под охраной, обломки, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места. Просачивание дождевой воды, атмосферное загрязнение (преимущественно выхлопными газами автомобилей) и вибрация от интенсивного городского движения привели Колизей в критическое состояние. Первый этап проекта включает реставрацию и обработку аркад водонепроницаемым составом и реконструкцию деревянного пола арены, где когда-то сражались гладиаторы.





Но несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишённые былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура.





И ещё несколько кадров с видами Колизея:














Избранные записи из этого журнала

  • Рим: Пантеон

    Пантеон (лат. panthevm, др.-греч. πάνθειον — храм или место, посвящённое всем богам, от др.-греч. πάντες — все и θεός — бог) — «храм всех богов» в…

  • Рим: Борго Остия Антика

    Разумеется отправляясь к древним развалинам Остии что на поезде, что на машине/автобусе достигнув район Остия-Антика (часть современного Рима) в…

  • Рим: Витториано

    Какие-то достопримечательности считают несомненно культовыми и непременно заслуживающими внимания. Какие-то напротив излишне распиаренными и…


  • 1
эх... Олег... травишь душу... такой архитектурой... :-)
---
Трави давай дальше!!! коль нет пока возможности колесить и самому смотреть и снимать такую красоту, у тебя посмотрю!!!

Буду-буду травить! (осталось ещё с Рима фотографий красивых и разных) ;-)

ну это же хорошо, что осталось!

Спасибо! Фоты чудесные и рассказ замечательный.
Выходишь из станции метро Colosseo и тебя как будто по голове оглушают - вот он Колизей, сразу и во всей своей красе и величии!

Вообще да - в этом плане конечно выход из метро очень эффектен!
А так да - Колизей пожалуй одна из трёх вещей, которые в Риме наиболее сильное впечатление на меня произвели!

Наши три вещи - Колизей, "печатная машинка" и м-м-м... то ли площадь Испании с лестницей, то ли площадь Навона с фонтанами, то ли Ларга Торре де Арджентина с котами... Короче, это наши пять вещей в Риме :-)

Кстати вот забавно - был наслышан про котиков площади Аргентины, но по факту видел там всего одного и вообще как-то меня не цепанула... может не в том настроении был.
У меня тройка - это собственно Колизей, Остия (руины античного города в пригороде Рима) и Собор Святого Петра. Ну про собор я думаю буду ещё много-много писать - просто берегу его на самый конец рассказа про Рим

Мы котиков долго искали, но потом потихоньку начали находить одного, второго, третьего... Интересное место, понравилось. Вообще, когда идёшь с маленькой бутылочкой просекко в руке, то очень многие вещи нравятся сразу :-) А к собору Св. Петра мы подошли после экскурсии по музеям Ватикана, посмотрели на очередь и решили, что не в этот раз.

Вот кстати согласен - после экскурсии в музей Ватикана уже ничего не хочется!
Поэтому ради собора (и разумеется подъема на его купол) приезжал потом отдельно. И оно того конечно стоило

Мы уже решили, что придётся съездить в Рим как-нибудь ещё раз. Ваши фото и тексты лишь подтверждают это :-)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account