?

Log in

No account? Create an account

Yelkz

... уютный фотобложек для фотовсячины

Previous Entry Поделиться Next Entry
10 лет моей концертной фотографии
Паранормальная шляпа
yelkz
365977_original.jpg

Сам себе удивляюсь, но я более-менее регулярно фотографирую концерты на протяжении вот уже десяти лет. Когда я только начинал снимать, то не думал, что меня хватит надолго. Многие знакомые так или иначе связанные с фотографией тоже интересовались: тебе не надоело ещё, ну сколько можно снимать одно и тоже? Но в общем сейчас по прошествии десяти лет могу точно сказать, что не только не надоело, но и по-прежнему интересно и я уверен, что есть куда расти и к чему стремиться.

Вообще можно было бы порассуждать на тему чему я за эти десять лет научился, дать какие-то советы начинающим и вообще таким ментором выступить. Но помимо того, что постоянно кто-то мои навыки и достижения на поприще концертной фотографии пытается оспорить ("фигня этот ваш Елкис, ничего он не умеет и вообще"), я сам не особо хочу в эту тему углубляться, тем более не хочу никому ничего советовать. Считается, что занимаясь каким-либо делом столь длительный срок, ты становишься профессионалом этого дела. Не уверен, то это так; по мне - это заблуждение: то что ты можешь посвятить чему-то столько лет говорит скорее об усидчивости и увлеченности, нежели о каких-то реальных навыках (количество не обязано переходить в качество). К тому же в этом деле непонятно как именно оценить профессионализм. Начать пожалуй с того, что для меня фотография в целом (и концертная фотография в частности) это всего лишь хобби. Никогда не была для меня работой и я не стремился её работой сделать. Меня иногда даже немного удивляет, когда знакомые, встречая меня на концертах говорят: "Привет, сегодня работаешь?" А я не работаю - я так отдыхаю, для меня фотография - это отличный досуг-антистресс, а зачастую процесс даже важнее результата. Более того, этот процесс никогда не подразумевал вознаграждения (ещё пока ни один концерт я не снимал за деньги, несколько раз мне предлагали - но я отказывался). Так что по этому критерию профессионалом я вряд ли стал.

Можно попробовать подойти с другой стороны: важно то, до съемки каких групп тебя допускают. Поначалу тебе в лучшем случае доступны какие-то местные команды, собирающие по 10-15 человек, а вот потом, когда ты станешь более опытным-профессиональным тебе откроются все дороги и будешь снимать только топовые концерты. НУ что могу сказать, тут я тоже не преуспел. Вернее как - самые топовые концерты я снимал лет пять назад, сейчас уже давно нет такой потребности и интереса (в лучшем случае сходить на эти концерты просто слушателем - без фотоаппарата). К тому же если рассматривать этот аспект, то концертной фотографии за пределами Москвы и Питера нет! Тут всё очень просто. Мировые звезды приезжают только в столицы (в другие города - гораздо реже - как правило на крупные фестивали). Соответственно фотографии с ними вызывает интерес в первую очередь (что логично - на такие концерты число зрителей может измеряться десятками тысяч). Ну ладно, фиг с ними - с мировыми звёздами: есть же отечественные артисты, активно гастролирующие (кстати и для зарубежных - туры по России не такая уже и редкость). И снова то же самое: мало того, что в столицах такие группы логично собирают больше, так ещё условия там лучше (света больше, сцены просторнее, какие-то интересные залы). Поэтому даже для отечественной группы любые фотографии сделанные вне Москвы/Питера как правило никакого интереса не представляют (ибо по всем условиям они заведомо проигрышнее). Соответственно любые СМИ отдают предпочтение более выигрышным/зрелищным фоткам (даже если группа уже была в твоём города - всё равно охотнее возьмут снимок с московского концерта). Ну а местные группы редко представляют интерес за пределами своих городов. Поэтому рано или поздно у фотографа тут возникает резонная мысль: если хочешь расти и развиваться в этом направлении, надо двигаться в Москву или Санкт-Петербург. Конкуренция там разумеется на порядки выше (и шансов добраться до топовых концертов мировых звёзд не так уж и много). Но главное - эти шансы есть, если ты там. Находясь же в провинции эти шансы нулевые. Ну а поскольку у меня нет стремления переезжать в Москву или даже Санкт-Петербург (мне и в Саратове хорошо), то в общем имеем что имеем.

Ну ладно - топовые концерты понятны, но можно сказать, что за такое-то время уж у себя-то должен быть востребованным. И вот тоже нет. Для местных СМИ качественные фотографии вообще не нужны, вернее там за качество фотографий не гонят: им что девочка журналист сняла на мобилку, что серьезная съемка на дорогой аппарат - всё едино. Есть фотография с концерта и то хорошо (если нет - не страшно - поставим фотку с московского концерта, которую предоставили представители группы). Для местных организаторов ты скорее тоже проблемы: тебя как халявщика воспринимают, который просто за счёт покупки фотоаппарат хочет бесплатно на концерт пройти, а фотки - они кагбэ и нафиг не нужны. И вообще свой фотограф имеется, зачем нам ещё один. Короче вне зависимости от того, что снимаю уже много лет, каждый раз приходится заново доказывать, что ты никакой не халявщик и в общем кадры будут хорошие, хе-хе!

Тут можно было бы прийти к выводу, что всё плохо и эти самые мои концертные фотографии не нужны никому (ну кроме десятка музыкантов и их друзей). Но вот в чём штука. Как и десять лет назад, я этим занимаюсь не для кого-то, а в первую очередь для себя. Потому что меня прёт от этого процесса. И в общем я даже нашёл для себя какое-то объяснение почему так.
Начать пожалуй с того, что просто людей (портреты) я снимать не особо люблю. Не то чтоб я не любил людей (хотя и это тоже), просто когда человек понимает, что его снимают, начинает сильно напрягаться и вообще выглядеть неестественно. И в общем хороший портретист - это немного психолог, который может человека как-то разговорить-расслабить и вытащить из него нужные эмоции что ли. Когда же музыкант выходит на сцену и начинает исполнять, то как правило ему пофиг на объектив фотокамеры: на него и так ещё смотрят люди (не важно - десять человек или десять тысяч). То есть ты при этом становишься почти сторонним наблюдателем и ловишь какие-то реальные эмоции. Общение же музыканта с музыкой (и вообще с какими-то высшими небесными сферами) - это самые интересные эмоции, собственно эту магию и хочется ловить (в каждом жанре музыки магия своя, где-то её ухватить проще, где-то сложнее). Когда я только начинал снимать концерты - это была обычная такая репортажная фотография - "показать событие, проиллюстрировать какие-то слова". Собственно многие идут снимать концерты чтоб набить руку снимая в экстремальных условиях (темно, народ активно двигается и т.п.) - после этого идти снимать свадьбы гораздо проще. Однако эту магическую составляющую как раз в большинстве своём и упускают, признаться мне и самому не всегда удается её ухватить, но именно в этом и заключается весь интерес. И собственно когда пришло понимание "чего я хочу от концертной фотографии" (хочу не просто снимать людей с гитарами, а передавать эмоции - ту самую музыку), что именно снимать и где отошло как-то на второй план. И даже больше. Крупные (особенно стадионные) концерты как оказалось вещь куда более предсказуемая и скучная - там очень много работы (техников, световиков, самих музыкантов) и куда меньше магии. А вот небольшие клубы с непонятным звуком, непредсказуемым результатом и постоянно меняющимися условиями (нет какого-то заведомо выигрышного алгоритма действий) - именно в этом жизнь и интерес. И в общем поэтому для меня по прошествии лет тема съемки концертов всё также интересна, а может даже больше. Ну а что думают другие при этом и как относятся к моей этой деятельности - не так уж и важно!

[Ну и немного статистики:]
Вообще можно было бы отобрать какие-то лучшие фотографии за 10 лет, но мне этим заниматься не хочется. Опять же - поскольку процесс как правило важнее результата, к старым фотографиям возвращаться не хочется. Тем ни менее какие-то итоги подвести хочется.

- Свою хронологию я веду от 29-го августа 2008-го года. Тогда в городе Энгельсе около ДК "Дружба" проходил фестиваль "Покровский рок", где выступило 12 команд. Среди них были не раз и не два после попадавшие в поле моего зрения: Кок Оду, Пляски Святого Витта, Рубикон, Роджер, Обрывки Снов, ПророкЪ, Shpeelly-Weelly.
- До этого у меня сохранились съемки по крайней мере с десятка концертов (реально я думаю было чуть побольше). Но я их решил не считать, в статистике никак не учитывать.
- Всего за эти 10 лет я отснял 766 концертов (тут надо понимать, что один день фестиваля я считаю за один концерт, а вот если в течении одного дня я снимал несколько концертов на разных площадках - то это считаются за разные концерты).
- В прицелы моего объектива попали 733 группы (при этом если группа в процессе своего существования меняла название - это считается за одну группу, ровно как и выступление лидера с акустической программой - это всё та же группа)

Ну и мой личный топчик - те кто попадали в прицелы моей камеры чаще всего (замечу - больше 30 раз) - Gonnalon, З-Бэнд и Пляски Святого Витта:


Gonnalon


З-Бэнд


Пляски Святого Витта

Ну и не могу не выделить группу Слот, из всех несаратовских групп они чаще всего попадали в поле моего зрения:



А вообще - когда я только начинал ходить на концерты с фотоаппаратом, я думал "ну вот пару раз ещё схожу-попробую и переключусь на что-то другое". Сейчас же я думаю "как сделать так, чтоб снимать концерты поменьше". Причем я понимаю, что мне ничего не стоит прекратить фотографировать прям сейчас, но всё-таки за десять лет это стало очень важной частью моей жизни, чтоб вот так просто от этого отказываться!


Избранные записи из этого журнала

  • Моя концертная фотография...

    Я думаю ни для кого не секрет, что из всевозможных фотожанров концертная съемка вызывала и продолжает вызывать у меня самый большой интерес. А тут…

  • Музыка живая и музыка в записи

    Всё-таки хорошая вещь - живые рок-концерты. Большую часть музыки я слушаю в записи и большинство из того что слушаю в записи, живьем…

  • Как же фотографировать, когда я играю?

    Понятное дело, что главным моим увлечением (особенно в разрезе данного журнала) является концертная фотография - то ради чего в своё время ЖЖ и…


  • 1
продолжай в том же духе! а на тему: "фигня этот ваш Елкис, ничего он не умеет и вообще" - тут я очень даже не соглашусь!

Тут идея в чём: всё эти фразы надо понимать так
"фигня этот ваш Елкис, ничего он не умеет - ТО ЛИ ДЕЛО Я"
При том, что я ни на какой статус не претендовал (какими-либо лаврами меня награждают другие люди), кто-то постоянно пытается эти статусы оспорить.

ну быдло-человеку всегда хочется выпендриться, и сказать вот оно вот фу, а я вот крут... даже если его об этом не спрашивали... :-)

а быдло-человек живёт в каждом... правда у кого-то он в спячке... пока не достанут на столько, что это быдло наружу вылезает... а вот у кого-то быдло никогда не спит, а в спячке как раз человек находится...

так что не обращай на них внимания... на этих - "ТО ЛИ ДЕЛО Я"...

Ну, чтоб руки не дрожали (с) Кардан
А так поздравляю, ты делаешь хорошее дело, не бросай его.

Пока предпосылок к тому чтоб бросать нет ;-)

  • 1