Олег Елкис (yelkz) wrote,
Олег Елкис
yelkz

Category:

Заметки о железнодорожном транспорте: Электропоезд Саратов-Волгоград

0001.jpg

Анонсированная на днях новость об электропоезде, который будет курсировать по маршруту Саратов-Волгоград-Саратов вызвала много вопросов и разных толкований. Поскольку мне удалось на презентацию данного маршрута попасть, то попробую подробно об всё что услышал и узнал рассказать (заодно высказать какие-то мысли по-поводу).

0002.jpg

Итак - электропоезд Саратов-Волгоград. Вопреки одному из заблуждений (мне тут уже довелось почитать различные отзывы и комментарии) попасть из Саратова в Волгоград (ровно как и в обратном направлении) по железной дороге сейчас достаточно просто. По этому направлению курсирует достаточно много поездов дальнего следования и можно спокойно купить билет в плацкартный вагон (если есть желание сэкономить - можно не покупать постельное белье, исключить все страховки, взять верхнюю боковую полку и т.п.) Цена такого билета начинается от 670 рублей за верхнее место и где-то от 1100 за нижнее (опять же в зависимости от сезонных повышающих коэффициентов может выходить и подороже) - порядки цен примерно такие. По крайней мере примерно так у меня вышло в апреле, когда я катался в Волгоград на концерт группы Громыка. Для нового электропоезда планируют установить тариф в размере 800 рублей за билет внезависимости от времени года. К слову сказать сейчас можно добраться до Волгограда на рейсовом автобусе - цена билета в районе 900-1000 рублей, так что электричка должна быть даже повыгоднее автобуса.

0003.jpg

Протяженность маршрута составляет 430 километров. Скорее всего на пути будут также включаться остановка в Петровом Вале, возможно добавятся какие-то ещё пункты - но пока обсуждается это именно конечные точки. Многие зацепились за данные что скорость электропоезда составляет 120 км/ч, тут же взяли в руки калькуляторы и посчитали, что данная электричка должна преодолевать этот путь примерно за три с половиной часа. 120 км/ч - это т.н. конструкционная скорость или для простоты понимания - максимальная скорость движения (то что легковой автомобиль может разгоняться до 200 не значит, что он постоянно движется с этой скорость). На данный момент для данного поезда заявленое время в пути 5 часов 20 минут (легко подсчитать, что коммерческая скорость при этом будет около 80 км/ч). Автобус этот же путь преодолевает примерно за 6.5-7 часов, действующие пассажирские поезда от 6 часов 40 минут и больше.

0004.jpg

5 ч 20 мин - это реальные возможности прям сейчас (исходя из особенностей инфраструктуры, рельсового покрытия, диспетчирезации и т.п.) Железнодорожники говорят, что хотят в ближней перспективе добиться того, чтоб время в пути составляло около 5 часов, в дальнейшем выходя на цифры 4,5 часа и даже 4 часа (последнее по сути потолок для данного типа поездов и дорожного поезда). К слову сказать тестовый поезд, когда "шли как идётся" составил 5 часов 7 минут (обратно к слову ехали на обычном проходящем пассажирском поезде чуть больше 7 часов)

0005.jpg

К слову сказать, уже пускали электрички по маршруту Саратов-Волгоград (около 10 лет назад точно были). Ходил такое поезд раз в три дня и время в пути было чуть больше 6 часов. Так что нельзя сказать, что делают что-то принципиально новое, но для таких вещей даже сокращение времени в пути уже на полчаса (а особенность железной дороги в том, что раз уж пишут 5ч 20мин - то обязательно будут укладываться в эти "габариты") это очень неплохо.

0006.jpg

К слову сказать, удалось досконально изучить сам поезд (ЭП3Д) - о нём также было много вопросов (кто-то к слову его путает с Ласточкой, пытается сравнивать с Иволгой и т.п.) О самом электропоезде в общем как-нибудь в другой раз - но материал будет обязательно!

0007.jpg

Первое отличие существующих железнодорожных возможностей от планируемых: если сейчас поездами дальнего следования (соответственно формированием поездов и ценами) занимается грубо говорф ФПК (федеральная пассажирская компания), то проект электропоезда - это пригородные перевозки, которые помимо РЖД ещё курирует и минтранс области (поскольку речь о двух областях - то соответственно минтрансы саратовской и волгоградской областей а также соответствующие службы пригородных перевозок). Соответственно схема взаимодействия получается более замороченная (например часть денег в плане финансирования идёт из бюджета).

0008.jpg

Ещё одно отличие - это само слово "электричка". Вроде как в поезде дальнего следования ты можешь полежать, походить, а в электричке просто сидишь в весьма неудобном кресле - почти что автобус - только ещё и остановиться по нужде нельзя. В плане обычных пригородных электричек это в общем справедливо (собственно в этом и заключалась основная проблема электрички Саратов-Волгоград 10-летней давности). Но именно поэтому упор в данном проекте делается на новые поезда ЭП3Д. Вместительность 4-вагонной комплектации (а именно в такой конфигурации планируют закупать поезда) составляет 354 места, головные вагоны оборудованы туалетам (которыми в том числе могут пользоваться и люди с ограниченными возможностямт), ну и вообще электрички крайне удобные и приятные:

0009.jpg

Та модель, которая демонтировалась в тестовой поездке (в данный момент эксплуатируется ТЧ-8 в Волгограде), всё-таки заточена чисто под пригородные перевозки. На вопрос о том, что неплохо бы для межгорода поставить кресла поудобнее, а также оборудовать места (USB-)розетками - всё-таки упор на использовании гаджетов в транспорте сейчас очень важный тренд. Глава Приволжской ЖД заверил, что в курсе таких требований-пожеланий, они в свою очередь адресовали эти вопросы производителю на ДМЗ, в общем хочется надеятся, что пожелания будут услышаны, и для поезда Саратов-Волгоград комплектация салона будет поинтереснее (хотя должен сказать, мне и такой вариант показался вполне приемлемым, по крайней мере за время пути каких-то проблем я не испытал). Так или иначе сейчас по сути это сидячие вагоны третьего класса, вариант с появлением вагонов классом повыше не исключен.

0010.jpg

Собственно глава ПривЖД заверил, что на следующий год уже запланирована закупка шести таких поездов для Саратова (пять четырехвагонных и один шестивагонный), и именно в связи с этим стала возможна реализация данного проекта. Имеются также планы и пуске не одного, а пары таких поездов (одновременно чтоб были Саратов-Волгоград и Волгоград-Саратов), но в конечном счёте конкретика станет понятная только после подписания соглашений с минтрансом:

0011.jpg

Собственно для меня в первую очередь интерес представляет транспорт как таковой (особенно железнодорожный транспорт), интеграция ЖД с какими-то другими вещами зачастую волнует меня куда меньше. А между тем в результате поездки узнал многие интересные вещи про взаимодействие железной дороги с какими-то другими структурами. К сожалению не особо много внимания уделили т.н. "мультимодальным перевозкам". РЖД сейчас активно начинает такие проекты внедрять, в реалиях Саратовской области таковым например могло бы стать на поезде от Саратова до станции Пробуждения, а оттуда уже автобусом до Хвалынска - и это по единому билету (и утвержденному графику). Активно же рассказывали о проекте, успешно внедренном компание "Волгоградтранспригород", который называется «Экскурсионный вагон» (подробно можно почитать на сайте - уже активно действует в Волгограде):

0012.jpg

Так вот такие наработки отлично могут подойти и к данному электропоезду Саратов-Волгоград: по сути получается такой типичный "отдых выходного дня", где вся логистика уже проработана и заточена под конкретный транспортный маршрут. Возможности данного проекта позволяют уже начинать экскурсию в поезде до прибытия на станцию:

0013.jpg

0015.jpg

0016.jpg

Одним словом то самое развитие внутреннего туризма о котором все говорят. Для людей, которые не очень любят или просто не хотят самостоятельно планировать свои маршруты (я вот обычно предпочитаю полагаться на себя и все эти туры не жалую) это может оказаться отличным решением - в конце концов не все же едут в соседний город на работу, кому-то надо просто отдохнуть и посмотреть что-то интересное:

0014.jpg

Отношение к данному проекту разное. Кто-то говорит "ну и что, мне и так нормально", но многие реагируют с радостью и задают главный вопрос "когда?". Точных дат пока не называют, но у меня на этот счёт есть следующие соображения. Во-первых, всё завязано на новые электропоезда ЭП3Д для Саратова (закупка которых будет производится в любом случае - просто в рамках обновления подвижного состава дороги, который сейчас идёт очень быстрыми темпами). В конце концов не найдут они применения на южном направлении, будут ходить в Аткарск или в сторону Сенной (захватывая новый аэропорт, где также предусмотрена железнодорожная станция). Уже сейчас специалисты ТЧ14 (Анисовка) осваивают работу с новыми поездами. Во-вторых, для реализации данного проекта необходимы договоренности с минтрансом - всё это будет само собой в новом году после новогодних праздников (а также постновогоднюю раскачку).
Соответственно с учетом того, что в апреле у нас планируется новый аэропорт, а пик движения в сторону Волгограда совпадает с майскими праздниками - я бы делал ставку на середину весны!

И да, не электропоездом единым - поскольку удалось попасть на итоговую пресс-конференцию Приволжской ЖД, узнал много нового интересного касаемо железнодорожного хозяйства нашей области. Но об этом всё-таки в следующий раз!

0017.jpg

Tags: Саратов, споттинг, транспортное
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments